Самооценка и уверенное поведение

4463
Как мы можем определить, насколько высок (низок) уровень самооценки у конкретного человека? Трехчастная модель личности. Зачем говорить "НЕТ"? Когда "НЕТ" говорят вам и когда "НЕТ" говорите вы. Как убедительно отказать? Полезные практики

Как определить, насколько высок (низок) уровень самооценки? Конечно, по поведению человека! Очевидно, что человек с адекватным самоотношением ведет себя гораздо уверенней, чем тот, кто себя недооценивает.

Что это значит? Поскольку мы говорили ранее о том, что самооценка психически здорового человека чаще всего занижена, на этом и сделаем акцент.

Разберемся последовательно: "Расхождение между притязаниями и возможностями" - это причина заниженной самооценки.

Эмоциональные срывы - здесь означают варианты поведения, такие, как слезы, упреки, обвинения в адрес окружающих.

Тревожность выражается как бесконечные уточнения, повторяющиеся вопросы, сомнения в правильности своих действий и пр. Если мы наблюдаем у себя (или окружающих) такие поведенческие проявления, то очень полезно помнить о том, что это всего-навсего один из вариантов поведения. А раз так, значит, существуют и другие!

Что это за варианты?

Трехчастная модель личности

Ответ на этот вопрос хорошо иллюстрирует теория Эрика Берна о трехчастной модели личности, согласно которой личность человека включает в себя три ипостаси: Родитель, Взрослый и Ребенок. Проще говоря, вся это троица сопровождает человека всю жизнь, но в каждый момент времени кто-то из них занимает главенствующее положение. Причем у каждого персонажа своя область задач.

Читайте также:

Школа практической психологии: Конфликты с сотрудниками: что делать?

Какие конфликты чаще всего возникают на работе, что нужно предпринять для их профилактики и как вести себя, если они уже произошли.

Ребенок отвечает за спонтанность, творчество, спорт, сексуальность, это наши желания (все наши ХОЧУ).

Родитель - хранилище различных долженствований, в том числе он отвечает за правила и нормы поведения. Его слова это: "ДОЛЖЕН И НАДО!". Взрослый осуществляет связь с реальным миром, его главное слово - "МОГУ".

Все эти три части являются составляющими личности человека, они взаимодействуют друг с другом. Каждый из этой тройки исполняет свою важную и нужную функцию. В зависимости от обстоятельств на первый план выходит одна из частей.

В реальной жизни это может выглядеть приблизительно так: представим себе, что двое сотрудников задержались после перерыва на обед, потому что в столовой была очередь. Теперь они идут через двор, возвращаясь в офис. Один из них очень торопится вернуться на рабочее место - практически бежит. Второй говорит ему: "Да ладно, куда спешить? Все равно уже опоздали. Давай пойдем помедленнее - посмотри, какая чудная погода!". Понятно, что его внутренний Ребенок заявляет о своем желании: "Хочу гулять!". Давайте применим модель Эрика Берна и рассмотрим три возможных варианта ответа:

"Действительно, отличная погода! Давай еще постоим минут десять, раз уж все равно опоздали!" - ответ из позиции внутреннего Ребенка. "Нет, что ты! Мы и так опаздываем. Так нельзя!" - скажет Родитель. "Нашу работу за нас никто не сделает. Если сейчас мы еще больше опоздаем, вечером придется задерживаться" - ответит Взрослый.

Этот пример иллюстрирует довольно мягкое и бесконфликтное взаимодействие между людьми.

Как сказать "НЕТ!"

Для предотвращения конфликтов вам следует в любом случае выяснять позицию собеседника то есть понять, почему он говорит "Нет"

Теперь давайте рассмотрим более острую ситуацию. Ситуацию, где наша самооценка подвергается испытанию. Отметим тот факт, что в основе любого конфликта зашито слово "НЕТ", при этом не имеет значения, кто его произносит: вы или ваш оппонент. Если один человек соглашается с другим - основания для конфликта не возникают. Слово "НЕТ" - главный конфликтоген.

Однако давайте разберемся, что это значит на самом деле. Слово "НЕТ" - в большинстве случаев просто сигнал о недостатке информации.

Когда вы что-то предлагаете своему коллеге или клиенту, а он вам отказывает, значит, кто-то из вас располагает меньшим объемом информации о предмете разговора, причем это может быть как он, так и вы. Если вы чувствуете, что собеседник чего-то не понимает и из-за этого отказывает - это сигнал о том, что вам следует дать ему более полную информацию. Или наоборот, возможно, он возражает вам, потому что ему известно о ситуации что-то такое, чего не знаете вы - именно поэтому он и не соглашается.

Итак, мы договорились о том, что слово "НЕТ" - это сигнал о недостатке информации.

Когда "НЕТ" говорят вам

Теперь давайте рассмотрим ситуацию, когда отказывают вам. Работа секретаря, офис-менеджера, помощника руководителя предполагает ситуации, когда приходится доносить до коллектива какие-либо непопулярные решения вышестоящего руководства. Здесь мы с вами часто сталкиваемся с тем, что коллектив бывает от этого, мягко говоря, не в восторге, а отдельные персонажи даже выдают резко негативную реакцию.

Как реагировать, когда вам говорят "НЕТ" и при этом не ронять самооценку?

С помощью трехчастной модели личности давайте рассмотрим конкретный пример.

Офис-менеджер получает задание сообщить сотрудникам о том, что они в течение рабочего дня (до 16:00) должны составить отчет о продажах по всем клиентам, начиная с первого числа текущего месяца. Обычно такой подробный отчет требуется руководству по итогам месяца. Но сегодня эта информация необходима начальнику отдела для того, чтобы предоставить ее иностранному топ-менежеру корпорации, приехавшему с внеплановым визитом. Итак, офис-менеджер звонит одному из сотрудников (назовем его Петр) и говорит ему: "Петр, вам необходимодо 16:00 предоставить начальнику отдела отчет по всем Вашим клиентам".

В ответ слышит: "Это невозможно! Опять! Я точно не могу этого сделать! А работать я когда, по-вашему, должен?!".

Что происходит? Петр воспринимает слова офис-менеджера как приказ, т. е. как нападение на своего внутреннего Ребенка. Петр моментально переходит в позицию Родителя и в ответ нападает на Ребенка офис-менеджера. Задача офис-менеджера перейти на уровень взаимодействия: Взрослый-Взрослый. Для этого она (офис-менеджер) дает ему дополнительную информацию (как мы и говорили раньше): "Вы знаете, Петр, эти данные нужны для предоставления иностранному руководству компании". Бывает, что такого пояснения недостаточно. Предположим, что наша ситуация начинает обостряться, и Петр отвечает: "А мне все равно. У меня на сегодня запланированы срочные важные переговоры. И вообще, ты меня не нашла, я на встрече.

Знакомая ситуация? Даже если вы умеете справляться с подобными трудностями, мы можем предложить несколько вариантов поведения.

Для того чтобы подобные ситуации не снижали вашу самооценку, полезно держать в голове следующую основную идею: отказывают не ВАМ, а вашему руководителю. Чтобы донести эту мысль до вашего собеседника, можете использовать такие фразы:

  • Мне так и передать (руководителю)? Как мне сказать об этом начальству? Руководитель просил...
  • Помогайте! Давайте вместе решим, как это объяснить начальнику.

Что дают эти фразы? Таким образом мы напоминаем собеседнику о реальном положении дел. Вам, офис-менеджеру (секретарю, помощнику руководителя), вынужденно приходится обращаться к коллективу из позиции Родителя (начальственно-указующей), что вполне нормально, поскольку обусловлено вашими должностными обязанностями. А эти фразы переводят фокус внимания сотрудников обратно на руководителя. В результате возникает возможность построить взаимодействие между офис-менеджером и сотрудниками по принципу Взрослый-Взрослый.

Когда "НЕТ" говорите вы

Мы с вами продолжаем разговор о слове "НЕТ". Давайте рассмотрим обратную ситуацию: когда "НЕТ" приходится говорить вам.

Давайте разберемся, почему иногда бывает так сложно сказать "НЕТ". Почему бывает так трудно возражать и хочется говорить "ДА"?

В очередной раз все связано с детством. Когда ребенок еще маленький, родители хвалят его всякий раз, когда он соглашается, и не поощряют негативные реакции. Таким образом ребенок запоминает, что "ДА" говорить "хорошо", а "НЕТ" - "плохо". Отсюда вытекает следующая ошибочная установка: "Если говорю "ДА", то Я - ХОРОШИЙ; если говорю "НЕТ", то Я - ПЛОХОЙ.

Желая сохранить положительное мнение о себе самом, человек зачастую испытывает напряжение, когда вынужден отказывать кому-либо. Однако здесь кроется парадокс: не умея отказывать, такой человек создает о себе впечатление слабого, робкого и нерешительного. Окружающие начнут на нем "ездить". Потом он сам это осознает и перестанет себя ценить.

Мы с вами поняли, что в некоторых ситуациях просто необходимо уметь говорить "НЕТ".

Зачем говорить "НЕТ"?

Это полезно для самооценки, как во внутреннем плане, так и во внешнем. Во-первых, человек начинает сам себя уважать за то, что сумел отстоять свою позицию; во-вторых, окружающие начинают видеть в нем более уверенного в себе человека и относиться с большим уважением.

Кроме того, умение говорить "НЕТ" поможет вам добиваться именно своих целей, а не того, чего от вас хотят окружающие, что опять же ведет к повышению самооценки.

Как убедительно отказать?

Теперь поговорим про то, как говорить "НЕТ" и быть при этом убедительным. Часто в ситуации, когда мы вынуждены кому-то отказать, у нас есть понимание, почему мы это делаем и для чего. Мы это осознаем на уровне здравого смысла, но звучание голоса может в этот момент нас подвести (тембр, громкость, интонация).

Можно выделить три основные интонации, которые использует человек в своем общении:

Заискивающая - жалующаяся или капризная - Ребенок. Тембр голоса завышенный (детский писклявый тихий голосок). Подобный тембр голоса очень полезен тогда, когда нужно что-нибудь выпросить, но точно не подходит, когда мы хотим кому-то отказать.

Человека с таким голосом никто не воспринимает всерьез. Кроме того, подобная манера речи автоматически переносит собеседника на позицию Родителя, что может послужить причиной дальнейшей эскалации конфликта.

Уверенная - Взрослый. Тембр голоса средний. Речь спокойная, выразительная, с различными интонационными оттенками.

Это именно тот тембр голоса, который необходим для того, чтобы убедить собеседника в правильности своей позиции и донести до него необходимую информацию.

Агрессивно-поучающая - Родитель. Здесь возможны два варианта: резкий, угрожающий, крикливый тон либо занудная и монотонная интонация. Оба варианта зачастую могут вызывать у собеседника ответную агрессивную реакцию.

Оптимальной, конечно, является позиция Взрослого. Если кто-то оказывает на нас давление, а мы отвечаем заискивающе либо агрессивно, то это провоцирует дальнейший конфликт.

Начальник поручает вам сделать что-то, что может вызвать негативную реакцию у вашего собеседника. Он хочет, чтобы вы заказали канцелярские товары, а вы точно знаете, что предыдущая партия не была оплачена и вам, конечно же, откажут. У вас нет никакого желания звонить в эту фирму, потому что вы испытываете чувство неловкости.

Если вы хотите отказаться от этого поручения, можете построить разговор с начальником таким образом.

Во-первых, вспоминаем, что чаще всего слово "НЕТ" связано с недостатком информации. Поэтому проясняем ситуацию:

Возможно, задолженность уже погашена, вы об этом еще не знаете, а начальник знает.

Возможно, начальник забыл о задолженности и после вашего напоминания отменит поручение.

Задолженность существует, начальник о ней помнит, но продолжает настаивать.

Тогда вспоминаем, что отказывают не вам, а вашему руководителю, и вслух начальнику озвучиваем: "Может быть, Вам лучше взаимодействовать с ними напрямую, так как боюсь, что моего авторитета в этой ситуации будет недостаточно?

В заключение статьи хотим предложить два упражнения.

Полезные практики

Голосовая практика: попробуйте понаблюдать за собой в течение дня, а точнее - последить за тембром своего голоса. Анализируя его звучание, вы можете сделать вывод о том, из какой позиции (Взрослого, Ребенка или Родителя) вы в данный момент действуете.

Если по вашим наблюдениям вы чаще всего "проваливаетесь" в детскую позицию (в ситуациях, когда вы просите передать за проезд; подсказать дорогу; обращаетесь к продавцу в магазине и пр.) и ваш голос звучит слишком высоко, то нужно научить его (голос) оставаться в среднем диапазоне.

Тонкому голосу соответствует поднятое положение гортани, низкий средний тембр формируется, когда гортань опускается.

Для того чтобы почувствовать это, положите ладонь себе на горло и сделайте глотательное движение. Вы ощутите, как гортань двигается вверх и вниз. Теперь попробуйте, не убирая руки, издать самый высокий звук на букве "М-м-м" (гортань сместится вверх). Теперь издайте самый низкий звук, на какой способны, на букве "М-м-м". Вы почувствуете, что гортань пойдет вниз. Если в течение некоторого времени (например, двух недель), вы будете произносить на самой низкой частоте звук "М-м-м" 3-5 минут в день (руку на горле можно больше не держать, а просто стоять или сидеть в расслабленном положении), то ваш голос сможет звучать низко и более уверенно.

Практика визуализации. Людям, которым сложно говорить "НЕТ" также трудно спокойно воспринимать отказы в свой адрес. Таких людей много. Причем, как правило, у них есть прошлый негативный опыт, когда отказывали им и когда с большим трудом отказывали они. Если же вы относитесь к тем счастливцам, которые чувствуют себя более или менее комфортно в конфликтных ситуациях, связанных с отказом, то все равно читайте дальше, т. к. для каждого существуют ситуации, где ему хотелось бы чувствовать себя еще более уверенным и спокойным.

Предлагаемое упражнение - один из вариантов техники визуализации. Такие приемы используют, в частности, специалисты в области НЛП. Итак, приступим. Вы можете попробовать сделать упражнение прямо сейчас.

Шаг 1. Подготовка, выбор темы.

Выберите проблему, над которой мы будем работать: вы отказываете или вам отказывают. Причем ситуация может быть как в прошлом, так и в будущем. Если речь идет о прошлой ситуации, то мы вспоминаем соответствующие события, если неприятный разговор только предстоит, то мы моделируем будущую ситуацию.

Шаг 2. Расслабление. Будет здорово, если во время выполнения техники вас никто не будет отвлекать. Если можете, отключите телефон, упражнение занимает всего 5-7 минут.

Сядьте, пожалуйста, поудобнее. Почувствуйте опору под собой, каждую точку соприкосновения с опорой: как ваши стопы стоят на полу, как вы сидите. Почувствуйте положение головы, шеи, корпуса, рук и ног.

Найдите удобное положение тела. Сделайте несколько мягких глубоких вдохов. А на каждом выдохе представляйте, как уходит от вас накопившееся напряжение...

Шаг 3. Проработка ситуации. Очень часто, когда тело расслабляется, человеку уже совсем не хочется думать о неприятных вещах. Но мы настоятельно рекомендуем все же попробовать вспомнить (смоделировать) проблемную ситуацию. Представьте себе эту ситуацию, представьте детально. Мысленно перенеситесь в эти обстоятельства: попробуйте увидеть все то, что только можете там увидеть. Все то, что вас там окружает, определите, какое там время суток, погода, что на вас надето (одежда, обувь и пр.). Какие там есть звуки, запахи, ощущения от прикосновения к поверхностям. Теперь прокрутите эту ситуацию на волшебном экране вашего воображения, позвольте событиям развиваться. Если же вас начинают захлестывать эмоции, вспомните о том, что это всего лишь воображаемая ситуация. Сделайте несколько расслабляющих вдохов и выдохов и продолжайте просматривать ситуацию, сохраняя комфортные ощущения в теле; оставайтесь спокойными. Через несколько минут такой психологической работы ситуация перестанет вызывать у вас сильные эмоции - это сигнал о том, что визуализацию можно заканчивать. Поблагодарите себя за проделанную работу, побудьте еще немного в расслабленном состоянии. Затем сделайте мягкий глубокий вдох, а на выдохе откройте глаза и потянитесь.

Это упражнение предназначено для того, чтобы иметь возможность скорректировать свое отношение к прошлому негативному опыту и снизить тревожность по поводу будущих событий. Если в связи с каким-

либо событием вы переживаете довольный сильный стресс, тогда вам следует повторять это упражнение несколько раз. Эффективность подобных техник повышается после многократного повторения.

В этой статье мы начали разговор об уверенном поведении. Мы говорили про слово "НЕТ" и про то, что с ним связано. Когда мы знаем о том, какие слова и модели можно использовать в сложных или конфликтных ситуациях, мы чувствуем себя более безопасно (во внешнем мире) и это повышает нашу самооценку (то, как мы ощущаем себя изнутри). Как это происходит? Благодаря уверенному поведению человек разрешает различные трудные ситуации. Таким образом он получает позитивный опыт, что положительно сказывается на его самооценке.

Мы с вами понимаем, что поведение включает не только то, ЧТО человек говорит, но и то, КАК он это делает. В этой статье мы немного коснулись управления звучанием голоса. Но кроме голоса существуют еще другие невербальные аспекты поведения, такие, как положение тела, походка, мимика, жесты и пр. Об этом речь пойдет в следующей статье.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Рассылка




Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Вы - делопроизводитель? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи по делопроизводству на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по делопроизводству
  • участвовать в вебинарах
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал PRO - делопроизводство

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль