Современные правила адаптации новых сотрудников на рабочем месте

7791
Покинуть компанию при первой возможности или остаться в ней навсегда – решение об этом может быть принято уже в первый рабочий день на новом месте. Что мы ждем от новой работы и что ждет от нас работодатель? Как адаптироваться к новым условиям, стать членом команды и достичь успеха?

Из этой стати вы узнаете:

  • какие этапы адаптации нового сотрудника существуют;
  • как провести рекогносцировку и первичную адаптацию на рабочем месте;
  • как сделать так, чтобы деловая социализация и вторичная адаптация прошли успешно;
  • как составить план адаптации и грамотно провести встречи;
  • что такое SMART- цели и для чего они нужны.

Наш рассказ об универсальных правилах адаптации адресован тем, кто хочет гармонично влиться в новый коллектив, принести пользу и добиться успеха на новом месте. Непременное качество успешного человека – умение слышать и понимать тех, с кем делаешь общее дело. Давайте остановимся на этом немного подробнее.

Чего ждет от новой работы кандидат на вакансию и чего ждет от него работодатель?

Кандидат ждет финансовой стабильности, морального удовлетворения, карьерного роста и развития в профессиональном плане. Поиск работы – это стресс, это нестабильность, это психологическое напряжение. Кандидату нужно понравиться работодателю, нужно пройти собеседование, тестирование, анкетирование и прочая, прочая. Встреча кандидата с работодателем, идеально подходящим по всем параметрам, вызывает состояние неопределенности.

В свою очередь, потенциальный работодатель тоже несет определенные затраты. Это дополнительная нагрузка на отдел персонала, на руководителей подразделений и на самого генерального директора. Если для поиска сотрудника было привлечено кадровое агентство, то это дополнительная статья расходов. Кроме того, оснащение рабочего места нового сотрудника, выделение фонда оплаты труда и компенсаций потребует новых финансовых затрат. Работодатель также находится в состоянии ожидания с кандидатом, идеально подходящим по всем критериям.

Наконец, кульминация поиска, в который было вложено столько средств, времени и людских ресурсов – выход сотрудника на работу. Решение покинуть компанию при первой возможности или остаться в ней навсегда сотрудник принимает уже именно в этот момент, в свой первый рабочий день на новом месте.

Этапы адаптации

Современные правила адаптации новых сотрудников на рабочем местеВ любой уважающей себя компании предусмотрена адаптация новых сотрудников на рабочем месте, однако самому новичку не стоит пассивно принимать правила игры. Старайтесь взять инициативу, будьте активны и вы ускорите привыкание и завоюете авторитет в новых условиях. На словах все просто. Но что брать в свои руки и как это сделать? Попробуем рассмотреть этот процесс поэтапно.

1-й этап. Рекогносцировка и первичная адаптация

Рекогносцировка, т.е. предварительное обследование новых условий, - это то, с чего следует начать вновь прибывшему. В некоторых компаниях предусмотрена традиционная процедура знакомства, но если этого нет, вам придется сделать это самостоятельно.

Процедура оформления на работу

Уже на этапе подписания контракта сотрудник получает некоторое представление о том, на каких условиях он будет находится в компании, какие права и гарантии будет иметь. Следующими этапам может стать знакомство с локальными нормативными актами компании, которые вам предложат. Из них можно узнать много нового и интересного. Например, правила внутреннего трудового распорядка расскажут о том, что здесь принято, а что нет. Они дадут вам общее представление о предстоящем ритме работы и интенсивности нагрузок.

Далее вам предложат познакомиться с корпоративными материалами. Это могут быть буклеты или видеофильмы. К ним относятся памятка новичка (или книга новичка), этический кодекс, данные о миссии и ценностях компании и прочие издания и фильмы о корпорации. Не пренебрегайте этой информацией. Вы можете узнать историю фирмы, изучить ее корпоративную культуру, кодекс поведения, узнать правила деловой переписки, и что особенно важно – дресс-код. Не задавая лишних вопросов, вы самостоятельно разберетесь, какие фигуры в компании являются ключевыми, оцените масштаб деятельности фирмы, поймете организационную структуру и какое место вы занимаете в этой структуре.

Не следует стесняться и попросить руководителя или кого-нибудь из старших сотрудников устроить вам небольшую ознакомительную экскурсию по предприятию. Она не отнимет много времени, но принесет вам много пользы: вы освоитесь, будете лучше ориентироваться на новом месте, получите общую информацию о стиле общения, принятом в компании – официальный он или неформальный, сможете увидеть и запомнить лица людей, которые могут быть вам полезны и дадите возможность коллективу немного привыкнуть к вам, что облегчит вашу дальнейшую социализацию и налаживание делового общения.

Первый этап адаптации подходит к концу. Что вы имеете в багаже? Есть функционирующее рабочее место, накоплена информация к размышлению, есть общее представление о стиле общения, принятом в коллективе, вы знаете несколько ключевых фигур, некоторые вас узнают, а некоторых узнаете вы. Уже неплохо. Не сбавляя темпа, переходите к следующему этапу.

2-й этап. Деловая социализация и вторичная адаптация

Чего ждать от нового сотрудника становится ясно в течение первых недель. Такое же мнение сложится и о вас. Будем надеяться, что оно хорошее, и теперь вы должны ему соответствовать и оправдать доверие. Что вам сейчас нужно, это структурировать свое понимание бизнес-среды организации. В этом вам поможет план адаптации и перечень SMART-задач на определенный период.

План адаптации

План адаптации – это график встреч нового сотрудника с представителями смежных отделов, а также других отделов, которые заинтересованы в его работе. Встречи расписаны по дням и часам. График встреч передается всем участвующим сторонам, корректируется, согласовывается и утверждается. Разумеется, что продолжительность встреч зависит от интенсивности предполагаемого в дальнейшем взаимодействия и графика работы самого отдела. Встреча может быть ознакомительной – до получаса, а может растянуться на целый день. Обычно план адаптации составляется по инициативе руководителя организации или сотрудника отдела кадров. Может сложиться такая ситуация, что план адаптации никто для вас специально не составит, тогда придется брать быка за рога и составлять его самостоятельно. Подготовьте вопросы руководителю, они помогут вам составить такой план:

С какими отделам мне чаще всего придется пересекаться? С кем сложнее всего наладить контакт? Какой отдел является главным заказчиком?  Какую структуру компании стоит изучить наиболее тщательно? К кому в случае необходимости обращаться за помощью? Не бойтесь казаться дотошным, это поможет избежать неприятностей в будущем и успешно провести встречи.

Пример плана адаптации:  

Дата

Время

Отдел

Ответственный

23.01.2017

10:30-12-00

Отдел маркетинга

Руководитель отдела Шариков П.П.

23.01.2017

14:00-16:00

Отдел рекламы и PR

Руководитель отдела Преображенский Ф.Ф.

Естественно, что характер встреч зависит от должности, на которую вас приняли. Если вас утвердили на руководящую позицию, скорее всего, вам придется провести встречи с представителями всех департаментов. Это могут быть короткие, ознакомительные встречи длиной не более часа. Вам может помочь такая техника знакомства – предложите помочь сделать какую-нибудь работу по специфике отдела, по ходу дела узнаете детали и наладите знакомства. Как долго будет продолжаться ваша одиссея по отделам и подразделениями? Это зависит от размеров самой организации и вашей должности. Обычно все это дело занимает от одного дня до 2-3 недель.

Как вести себя на встречах? Что говорить и что делать? Будьте искренне, внимательны, слушайте и улыбайтесь. Вникайте в суть вещей и бизнес-процессов. Пытайтесь почувствовать стиль общения. Задавайте вопросы и записывайте. Не просто интересуйтесь, чем помочь, а реально помогайте. Если вы пришли на руководящую позицию, вам особенно важно погрузиться в работу отдела и попробовать на себе функции сотрудников разного уровня. Помните, что к вам повышенные требования и сотрудники хотят, чтобы вы знали, как все непросто тут у них организовано, что везде свои сложности, своя ситуация и обстоятельства и смотреть на вещи нужно не только сверху. Помните, второго шанса произвести впечатление не бывает никогда.

Допустим, что этот этап пройден, вы знаете работу всех отделов, пора переходить к SMART-задачам.

SMART-задачи

Что такое SMART-задачи? Руководство на период испытательного срока определит цели, к которым в должны стремиться. Это и есть SMART-задачи. (Напомним, что SMART – это аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов: конкретный, измеримый достижимый, значимый, соотносимый с конкретным сроком).

Это те критерии, которым должна отвечать правильно поставленная и грамотно сформулированная цель. Успешность прохождения испытательного срока будет оцениваться по результату, который вы получите. Чтобы правильно его оценить, у вас и у руководства должно быть общее представление о нем. Поэтому он должен быть предварительно сформулирован и зафиксирован.

Скорее всего, вы уже готовы к выполнению реальных задач. У вас есть знания организации и коллектива, есть нужные знакомства и связи, есть люди, которые могут вам помочь.

Вариант постановки целей:

Цель  

Критерий достижения

Срок

Факт выполнения

% (отмечает руководитель) Создать

Создать бриф рекламной компании

Наличие брифа

01.02.2015

Наличие электронной презентации и бумажного буклета

88%

Есть большая вероятность, что если вы пройдете весь путь адаптации, описанный выше: рекогносцировка, социализация, встречи и выполнение задач – вы сможете выполнять задачи любой сложности, а главное вы будете спокойны, уверены в себе, вы будете чувствовать поддержку руководства и одобрение коллег.

Чтобы окончательно закрепить полученный результат, вы можете повторить весь адаптационный процесс, когда к вам на работу придет новый сотрудник и вы проведете его по всем этапам, которые мы с вами сегодня рассмотрели. Начнете с захватывающей экскурсии и знакомства с сотрудниками. Предоставите новичку документы компании, видеофильмы и печатные материалы. Расскажете о корпоратиных ценностях, о том, кто тут главный, как себя вести, как общаться и как одеваться. Поможете составить план адаптации, организовать и провести встречи. Будете рядом, когда новичок достигнет свою первую SMART цель, ведь кто же, как не вы знаете, как все это сложно поначалу и как необходим наставник и добрый помощник на этом пути! Желаем удачи!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Рассылка




Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль