Свободное программное обеспечение: мифы, возможности и реальность

5348
17 декабря 2010 г. премьер-министр России В.В. Путин подписал распоряжение Правительства РФ № 2299-Р об утверждении плана перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения (СПО). Что такое СПО? Обзор программы перевода госорганов на СПО

17 декабря 2010 г. премьер-министр России В.В. Путин подписал распоряжение Правительства РФ № 2299-Р об утверждении плана перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения (СПО). Согласно этому распоряжению федеральные органы власти и бюджетные учреждения должны в 2012-2013 гг. принять участие в разработке пакета свободных программ, а с 2014 г. должны внедрить этот пакет в ряде организаций.

Итогом работ по программе в 2011 г. должен стать пакет базового свободного программного обеспечения для решения типовых задач деятельности федеральных органов исполнительной власти с учетом их потребностей в видах различного ПО.

Что такое СПО?

Свободное программное обеспечение (СПО) - это программные продукты, при продаже которых к покупателю переходят права на их неограниченную установку, запуск, а также свободное использование, изучение, распространение и изменение (совершенствование), т. е. каждый пользователь свободной программы, в отличие от использования программы несвободной (проприетарной), является полноценным владельцем купленного ПО и не зависит от воли разработчика или правообладателя.

Как известно, программный продукт и его исходный код охраняются авторским правом, которое дает право авторам и правообладателю ограничивать изменение, распространение и способы использования программы, даже если код программы опубликован (т. е. является открытым). Любые изменения такого программного кода, включая исправление ошибок в коде, преследуются по закону как нарушение авторских прав.

Свободное программное обеспечение, как и проприетарное, имеет лицензию, но эта лицензия, также называемая свободной, передает покупателю право на изменение, распространение и выбор способа использования программного продукта пользователем.

Основные принципы свободного программного обеспечения были сформулированы основателем «Фонда свободного программного обеспечения» Ричардом Столлманом еще в 1970-е гг. и до сих пор остаются неизменными. Согласно им программу можно:

  • свободно использовать с любой целью;
  • изучать, как она работает, и адаптировать ее для своих целей;

Условием этого является доступность исходного текста программы.

  • свободно распространять копии программы (например, в помощь коллегам);
  • свободно улучшать и публиковать свою улучшенную версию - с тем чтобы принести пользу всему сообществу разработчиков СПО.

Условием этого является не только доступность текста программы, но и возможность внесения в него модификаций и исправлений.

СПО не всегда бывает бесплатным продуктом, хотя часто распространяется бесплатно, поэтому не стоит его путать с обычным бесплатным программным обеспечением. Обычное бесплатное программное обеспечение, т. е. то, которое распространяется без взимания платы за использование, так или иначе недоступно для изменения и не является свободным, потому что его исходные тексты не опубликованы. А свободное программное обеспечение может распространяться с оплатой за разработку, но при этом каждому пользователю предоставляется право получить исходные тексты программы без дополнительной платы, изменять их и распространять далее по своему усмотрению, т. к. пользователь уже заплатил за разработку именно этой программы.

Как правило, компании-производители СПО получают прибыль за счет предоставления услуг по внедрению и технической поддержке своих продуктов, но при этом пользователь может обойтись и без сторонних разработчиков (например, взяв в штат специалиста по выбранному ПО или обучить своего сотрудника работе с новой программой).

Прямым экономическим эффектом от внедрения СПО является снижение совокупной стоимости владения программным продуктом. К косвенным экономическим эффектам можно отнести не только независимость от производителя продукта, но и повышение информационной безопасности и производительности путем разработки более «легких» решений.

Другие плюсы: замена проприетарного программного обеспечения с закрытым исходным кодом на свободные аналоги повышает безопасность используемой программы за счет свободного изучения исходного кода, в том числе возможности проверки программы на наличие недекларированных возможностей и программных закладок .

Также благодаря тому, что СПО снижает зависимость от производителя-разработчика, на рынке разработчиков создается высокая конкуренция, т. к. любой специалист может из¬учить и доработать открытый исходный код.

Переход на СПО является насущной «проблемой» для многих государственных структур в различных областях автоматизации. Конечно, не остался в стороне и рынок СЭД для госорганов. Многие коммерческие структуры также вслед за госорганами переходят на СПО, т. к. на рынке появляется все больше специалистов, способных доработать и сопровождать ПО на основе свободных платформ.

К сожалению, выбор свободных платформ для СЭД и готовых продуктов на основе свободного программного обеспечения в России пока еще ограничен. Но все чаще государственные заказчики требуют, чтобы платформа или ПО были свободными, а некоторые разработчики уже начали выпускать свои первые продукты на свободных платформах.

Обзор программы перевода госорганов на СПО

Многие согласятся с тем, что системы электронного документооборота (или родственные им системы управления корпоративным контентом, о которых мы еще поговорим далее) являются для многих государственных структур базовым программным продуктом.

При замене существующего проприетарного программного обеспечения на СПО перед 1Т-отделами государственных структур встают следующие задачи:

  • замена существующей проприетарной (операционной системы на свободную);
  • адаптация существующего прикладного и системного пакета программ организации (в том числе и существующей СЭД) под свободную платформу или замена на рекомендуемые аналоги.

Достаточно большой проблемой для производителей СЭД является адаптация своих программных продуктов под открытую операционную систему на основе Linux. Поэтому в настоящее время при покупке СЭД руководителей служб делопроизводства должен интересовать вопрос так называемой кроссплатформенности СЭД, т. е. возможности работы покупаемого продукта на любой операционной системе (в том числе и на Linux).

В дополнение программа перехода на СПО подразумевает создание национальной программной платформы (НПП), которая будет включать операционную систему, систему управления базой данных (СУБД) и репозиторий для хранения СПО.

Единый репозиторий свободного программного обеспечения, используемого в федеральных органах исполнительной власти (включая сопроводительные и методические материалы), должен быть создан первым, во втором квартале 2012 г., на базе Общероссийского государственного информационного центра. В это же время ожидается апробация пакета базового свободного программного обеспечения в пилотных организациях - федеральных органах исполнительной власти и бюджетных учреждениях. Далее до 2014 г. пакет свободных программ должен развиваться и дополняться прикладными программами. В какую конкретно часть программы войдет группа продуктов систем электронного документооборота (СЭД) и не появится ли новая группа подобных продуктов - выяснится в самое ближайшее время.

Использование СПО для государства

Не секрет, что почти у всех государственных организаций процессы работы с документами строятся практически по одинаковому сценарию и отличаются только данными, которые присущи конкретной организации. Сейчас госструктура сама определяет, какой программный продукт ей нужен, и покупает его самостоятельно. Таким образом, внутри одного министерства, например, может действовать целый ряд программных продуктов, приобретенных за счет министерства, которые автоматизируют очень похожие бизнес-процессы. Иногда госструктурам даже приходится менять свой устоявшийся уклад, чтобы подстроиться под покупаемое ПО, тем более если его производит известная на рынке компания. При разработке программы на заказ автоматизация всегда идет от процессов заказчика, т. е. сначала описываются процессы, проводится их реинжениринг (если требуется), и лишь потом по согласованным процессам разрабатывается ПО, полностью удовлетворяющее требованиям данной организации. Конечно, это длительный и затратный процесс, поэтому многие руководители готовы «немного» поменять свои процессы под уже готовый коробочный продукт.

Не стоит забывать, что коробочный продукт - это хотя и уникальное решение, доработанное и адаптированное на нескольких организациях до универсального, но все же крайне редко удовлетворяющее заказчика на все 100%. Популярность коробочных решений объясняется тем, что основные процессы делопроизводства в большинстве госструктур похожи, поэтому производитель коробочного продукта может создать очень близкий по процессам продукт, а организация может выбрать из множества предлагаемых коробочных решений то, которое подходит ей лучше всего по функционалу.

К сожалению, решение о покупке того или иного коробочного продукта не всегда основывается на выборе наиболее подходящего функционала. Поэтому со временем для взаимодействия разнородных СЭД внутри министерств и за их пределами приходится разрабатывать различные интеграционные системы, называемые средами взаимодействия. Получается, что совокупно министерство покупает несколько похожих по функционалу продуктов, а потом пытается их интегрировать (причем, не всегда успешно). Конечно, намного проще было бы взаимодействовать, если бы все госструктуры использовали похожие по архитектуре решения, в результате чего было бы понесено гораздо меньше затрат на автоматизацию.

Принцип перехода на свободное программное обеспечение на уровне министерства достаточно прост. Министерство заказывает для одной из подчиненных структур свободное ПО у разработчика, а затем, получив этот программный продукт, хранит его в репозитории и передает на использование всем заинтересованным структурам бесплатно. При этом данное свободное ПО может служить платформой и дорабатываться для каждой организации независимым разработчиком, а не только производителем купленной платформы. В любом случае министерство получает единую платформу и не зависит от воли разработчиков платформы в будущем.

Абсолютно так же это происходит и на уровне государства. Создав однажды национальную программную платформу (НПП), государство передает ее на использование бесплатно. Основой платформы конечно же становятся свободные продукты. При этом рынок разработчиков получает дополнительный стимул в виде конкуренции среди компаний, способных оказывать услуги по доработке программных продуктов, входящих в национальную программную платформу.

Каковы основные цели создания НПП? Прежде всего это:

  • сокращение затрат ведомств за счет использования единых типовых решений на СПО и исключения дублирования госзаказов;
  • обеспечение экономической независимости России (импортозамещение);
  • ликвидация цифрового неравенства (возможность бесплатного использования компьютерных программ населением);
  • создание предпосылок для инновационного прорыва в ИТ-отрасли;
  • повышение уровня использования ИТ в экономике, государственном управлении и общественной жизни;
  • развитие фундаментальной и прикладной науки в области современных информационных технологий.

Ожидаемые результаты от создания НПП предполагают:

  • обеспечение сборки операционных систем на СПО;
  • создание системы управления базами данных на базе открытых разработок;
  • создание набора актуальных архитектурных стандартов и типовых компонентов для совместимости программ между собой;
  • создание базового пакета прикладного программного обеспечения;
  • формирование национального фонда алгоритмов и программ;
  • появление прикладных (отраслевых) программных решений на основе НПП;
  • создание территориально-распределенной инфраструктуры технической и методической поддержки СПО с центрами в каждом регионе России.

В апреле 2011 г. на Российском СПО-саммите ROSS '2011, проходившем в Москве, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации описало роль национальной программной платформы в отрасли информационно-коммуникационных технологий.

Также на Российском СПО-саммите были представлены базовые компоненты НПП, основными из которых являются: операционная система, СУБД, базовый пакет общесистемного обеспечения, пакет типовых решений и др. В пакет типовых решений входят системы документооборота и делопроизводства. Таким образом, и отечественные, и зарубежные производители должны активно участвовать в создании национальной программной платформы, в частности - в разработке типового пакета прикладных программ и типовых систем документооборота и делопроизводства.

Рынок СЭД и СПО

В последнее время для обозначения группы систем электронного документооборота в России все чаще используется термин ECM (Enterprise Content Management - управление корпоративным контентом). И хотя ЕСМ - понятие более широкое, системы электронного документооборота являются частным случаем ограниченной по возможностям ЕСМ. Как мы говорили выше, для разработки национальной программной платформы будет использоваться опыт российских производителей программных продуктов (в частности, СЭД) и лучший мировой опыт свободного программного обеспечения (ЕСМ). Для того чтобы понять, кто же является лидером рынка ЕСМ и может участвовать в создании национальной программной платформы, обратимся к результатам анализа независимой исследовательской компании Gartner. Лидеры среди систем электронного документооборота (СЭД) и родственных им систем управления корпоративным контентом (ЕСМ) ежегодно распределяются в магическом квадранте по ЕСМ-рынку.

Магический квадрант - это визуальное представление оценки поставщиков, где используются две линейные прогрессивные экспертные шкалы: полнота видения и способность реализации.

Любой поставщик, попавший в рамки рассмотрения для исследуемого сегмента рынка, оценивается по этим двум критериям. При этом полнота видения откладывается на оси абсцисс, способность реализации - на оси ординат. Каждый поставщик, таким образом, оказывается в одном из четырех квадрантов плоскости, называемых:

  • Лидеры (от англ. leaders) - поставщики с положительными оценками как по полноте видения, так и по способности реализации.
  • Претенденты (от англ. сhallengers) - поставщики с положительными оценками только по способности реализации.
  • Провидцы (от англ. visionaries) - поставщики с положительными оценками только по полноте видения.
  • Нишевые игроки (англ. niche players) - поставщики с отрицательными оценками по обоим критериям.

Для поставщиков программных продуктов является престижным даже сам факт появления в этом списке - это своего рода признание рыночных достижений, даже если компания упомянута лишь в квадранте нишевых игроков.

Аналитики Gartner уже представили свой магический квадрант по ЕСМ-рынку, отражающий состояние рынка управления корпоративным контентом по состоянию на ноябрь 2010 г. Основываясь на текущих возможностях, а также глобальных стратегиях развития продуктов, в этом году Gartner основным лидером назвал Microsoft.

Требования к системам управления корпоративным контентом становятся все более жесткими. Видоизменилось даже само понятие простейшего контента. Теперь сюда входит не только текст, но и мультимедиаданные и даже различные типы социального контента. Модифицировались и предлагаемые на рынке продукты.

Специалисты Gartner рекомендуют не сравнивать текущее исследование с результатами прошлых годов, т. к. рынок не стоит на месте, соответственно изменились и требования к оцениваемым продуктам. Однако аналитики считают, что полученный ими «мгновенный снимок» рынка должен помочь людям, ответственным за принятие решений в сфере ИТ-бизнеса, сделать правильный выбор и найти поставщика, который сможет предложить продукт, наилучшим образом соответствующий их нуждам.

Для российских пользователей систем электронного документооборота, пожалуй, наиболее известным игроком на этом рынке является корпорация ЕМС и ее продукт Documentum. Самый перспективный и известный, по мнению аналитиков, продукт SharePoint компании Microsoft все же более распространен среди коммерческих организаций российского рынка и слабо известен российской аудитории пользователей СЭД. Найти же продукты СПО в квадранте оказалось совсем не просто. Все большую известность приобретают продукты компании Alfresco - автора, пожалуй, единственной платформы СПО в данном сегменте, опробованной для построения систем СЭД в России. При этом большинство проектов на платформе А1Гге$со сейчас развиваются в коммерческих структурах и лишь немногие государственные организации смотрят в ее сторону, однако есть основания предположить, что это всего лишь вопрос времени, т. к. компанию Alfresco можно назвать относительно молодой, но в разрезе программы перехода госорганов на СПО ее продукты ждет большая популярность.

Не представлены в квадранте и российские производители СЭД, т. к. доля их продаж на мировом рынке крайне мала. Государственная программа развития СПО в нашей стране как раз и направлена на создание равенства для всех производителей программ и развитие собственных российских свободных решений.

В заключение хотелось бы пожелать успехов российским производителям СЭД в адаптации своих продуктов к новым конкурентным условиям рынка и в построении новых свободных СЭД, удовлетворяющих требованиям государственных структур, а руководителям служб ДОУ - побольше качественных свободных СЭД для выбора самой лучшей и удобной.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
      Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»




      Вопрос - ответ

      Отвечаем на Ваши вопросы

      Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
      Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
      Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
      Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
      Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

      PRO Делопроизводство
      Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64197 от 25.12.2015


      E-mail: document@sekretariat.ru

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

      Регистрация бесплатная и займет всего минуту!

      После регистрации вы сможете:

      • читать любые статьи по Делопроизводству и Документообороту на нашем сайте
      • бесплатно подписаться на ежедневные новости для секретарей и офис-менеджеров
      • участие в онлайн вебинарах и возможность задавать вопросы экспертам

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Всего один шаг - и документ Ваш!

      Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль