Счастье есть!

63
Как стать счастливым? У каждого свои представления о счастье, свои пути и средства его достижения. Существуют ли научные способы стать счастливым? Что для этого нужно делать, как себя вести? Четыре принципа обретения счастья. Выберите наиболее близкий и понятный вам и придерживайтесь этого принципа в реальной жизни. Будьте счастливы!

Cчастье - вечная тема для обсуждения, а его поиски, обретение и переживание - во многом смысл нашей жизни. У каждого свои пред­ставления о счастье, свои пути и средства его достижения, но быть счастливым и дарить счастье окружающим желает каждый человек на Земле. Существуют ли научные способы стать счастливым? Что для этого нужно делать, как себя вести? Об этом - сегодняшняя статья.

Немного теории...

Л.Л. МИХАЙЛОВА,

бизнес-тренер, преп. Байкальского государ­ственного университета экономики и права

Существует очень интересная и практичная теория о психологии жизненного пути и о стилях жизни, ведущих к счастью *.*Свои рассуж­дения о счастье психологи А. Кроник и Р. Ахмеров начинают, на первый взгляд, издалека, однако именно из этих основ складывается понимание счастья как достижимого состояния. Итак, начинается теория с того, что у каждого человека имеются определенные потребности в некоторых веществах или свойствах окружающей среды, необходимых для каче­ственной жизни. Удовлетворить свои потребности человек может, толь­ко обратившись к соответствующим объектам (еде, воде, другим людям и т. д.). Свойства объекта, которые могут удовлетворить потребность человека, называют полезностью.

Помимо полезности объект обладает еще одним свойством - слож­ностью, под которой понимается сумма внутренних связей элементов этого объекта и его внешних связей с другими объектами. Чем сложнее объект, тем он изменчивее и тем труднее его предсказать. Именно слож­ность объекта диктует те средства, с помощью которых можно завладеть объектом, и те свойства личности, которые отвечают за нахождение и использование данных средств. Эти свойства личности обычно на­зывают способностями.

Таким образом, человек и объект всегда связаны друг с другом си­стемой потребностей и полезностей, с одной стороны, и сложностей и способностей - с другой.

Рассмотрим это на примере простой ситуации общения двух людей.


* Кроник А., Ахмеров Р. Каузометрия. Методы самопознания, психодиагностики и психоте-© Л.Л. Михайлова, 2013 рапии в психологии жизненного пути. М.: Смысл, 2003.


Предположим, Маша симпатизирует Саше и хочет добиться ответного расположения. Маша обладает рядом привлекательных качеств - глубоким умом, красивой внешностью, личным обаянием, благодаря которым может удовлетворить различные потребности Саши. Следовательно, с точки зрения Саши эти качества характеризуют полезность Маши как партнера по общению. Но для самой Маши ум, красота, обаяние являются атрибутами, благодаря которым можно вызвать интерес к себе со стороны Саши; другими словами, они рассматриваются с позиции Маши как определенные способности.

Посмотрим на этот пример и с другой стороны.

Пусть Маша, помимо множества достоинств, обладает весьма капризным характером и постоянно меняющимися желаниями. С позиции Маши, эти капризы являются проявлением определенных потребностей, но для Саши они выступают несколько в ином свете - характеризуют Машу с точки зрения непредсказуемости поведения и сложности как партнера по общению.

Таким образом, ставя определенные цели общения, мы заранее оце­ниваем и качества объекта (его полезность и сложность), и собственные потребности и способности. Именно из этой оценки рождаются два ключевых для теории о счастье понятия:

1) Субъективная значимость объекта - это то, в какой мере объект может удовлетворить, с точки зрения самого человека, его потребности:

Значимость объекта = Полезность объекта / Потребности личности

Значимость увеличивается с возрастанием полезности объекта и с уменьшением личностью своих потребностей.

Первый вывод прост - чем полезнее объект, тем он для нас интерес­нее, а вот второй вывод может показаться парадоксальным. Однако вспомним один литературный эпизод:

Остап Бендер спрашивает Шуру Балаганова, сколько тому нужно для полного счастья. Шуре достаточно 6400 руб.; великий комбинатор же на них даже смотреть не хочет. Столь различная значимость одной и той же суммы денег для каждого из героев обусловлена именно различием потребностей. У Бендера потребность в деньгах несравненно больше, чем у его компаньона, поэтому значимость 6400 руб. для него ничтожна.

Таким образом, мы выше ценим и стремимся заполучить именно тот объект, который, с одной стороны, может быть для нас очень ценным и полезным, а с другой стороны - удовлетворяет как можно больше наших потребностей.

2) Субъективная возможность достижения объекта - то, в какой мере личность, с ее точки зрения, может завладеть объектом и достичь своей цели:

Возможность достижения = Способности личности / Сложность объекта

Возможность увеличивается с ростом самооценки личностью своих способностей и уменьшается с ростом сложности объекта.

Таким образом, чем выше субъективные значимость объекта и возмож­ность его достижения, тем выше наша мотивация и интерес к этому объекту.

Теперь имеет смысл вернуться к ключевой теме статьи: как стать счастливым? Ответ на этот вопрос во многом определяет стиль поведе­ния человека и весь его жизненный путь. Если верно, что целью деятель­ности становится объект, мотивация к которому наибольшая, то из этого логически следует, что человек стремится к постоянному увеличе­нию своей мотивации ко всему миру. Но что это значит на самом деле? Что возникает в результате непрерывного увеличения мотивации к миру? Бессмысленная бесконечность или нечто иное?

В психологическом аспекте состояние тотальной мотивации может осознаваться человеком как переживание полноты бытия, выражающе­еся в полном самоосуществлении и самореализации, то есть ощущается как счастье. Естественно, что чем богаче внутренний мир человека, чем многограннее его реальные связи с другими людьми, тем более полным может быть переживание счастья. Подобное состояние всегда есть некий выход за пределы себя, растворение себя в мире и нахождение всего мира в себе.

Управление счастьем

Психологические способы обретения счастья включают в себя, прежде всего, различные формы управления психологическими усло­виями возникновения состояния счастья. Выделяются две формы та­кого управления: усиление человеком значимости мира и усиление своих возможностей. Поэтому, стремясь усилить значимость мира (или степень удовлетворенности им), человек может пытаться увели­чить его полезность или, если это невозможно, уменьшить свои по­требности. Стремление к усилению человеком своих возможностей может быть реализовано посредством уменьшения сложности мира или увеличения собственных способностей. Следовательно, существу­ет четыре относительно независимых принципа увеличения мотивации к миру и достижения счастья. Это максимизация полезности, мини­мизация потребностей, минимизация сложности и максимизация способностей.


Максимизация полезности мира

Первый принцип - максимизации полезности мира - состоит в стремлении человека к максимально полезным, полностью удовлетво­ряющим его потребности объектам. Поскольку полезность любой вещи субъективно отражается в эмоциональном состоянии «приятного», то максимизация полезности мира одновременно означает стремление к поиску положительных эмоциональных переживаний.

С древних времен обнаруживаются различные философские школы, придерживавшиеся этого принципа. Так, киренаики (V-III вв. до н. э.), возглавляемые учеником Сократа Аристиппом из Кирены, считали, что счастье есть не что иное как постоянное удовольствие. Поэтому для обретения счастья нужно уметь получать максимум удовольствий от каждого мига жизни и в каждой жизненной ситуации находить пользу и наслаждение.

Принцип максимизации полезности проявляется не только в такой философии.

Так, Эпикур в своем учении также говорил о наслаждении как начале и конце счастливой жизни. Однако счастье он видел не в наслаждении моментом, а в удовлетворении от жизни в целом, включающей и прошлое, и настоящее, и будущее. При таком понимании счастья принцип максимизации полезности начинает включать не только стремление к сиюминутному удовольствию, но и стремление избегать возможных неприятных последствий, будущих страданий и раскаяния о прошлом.

Эти представления о путях обретения счастья, основанных на стрем­лении к наслаждению, и в настоящее время не утратили своей силы. Их можно распознать по таким фразам, как «один раз живем», «для себя, любимого, ничего не жалко» и др. И действительно, позволяя себе ма­ленькие и большие радости, мы ощущаем себя счастливее. Существует даже такое хорошее антистрессовое упражнение:

Выпишите как можно больше вещей, событий, занятий и т. д., которые вас радуют, позволяют забыть о неприятностях, поднимают настроение. Нужно, чтобы список состоял как минимум из 20 различных по содержанию пунктов. Важно, чтобы все эти пункты были в вашей власти. Поэтому если там появится, например, такая запись: «Мне нравится, когда мне дарят цветы», то его придется убрать, так как повлиять на такую радость вы практически не можете. А вот «петь в караоке», «посидеть в кафе с подружками», «почитать книгу», «приготовить экзотический ужин» или «купить новую вещицу» - вполне подойдет, так как сделать себя хоть чуть-чуть счастливее вы можете абсолютно самостоятельно. Теперь пользуйтесь этим списком как можно чаще, пополняйте его, расширяйте, и вы увидите, что стали намного счастливее.

Минимизация своих потребностей

Второй принцип - минимизации потребностей - состоит в стрем­лении человека к уменьшению интенсивности и количества движущих им потребностей. Такое стремление может иметь место когда удов­летворение потребностей невозможно - то ли в силу отсутствия со­ответствующих объектов, то ли из-за недостаточных для их достиже­ния способностей человека, то ли при наличии других более важных и жизненно необходимых, но еще не удовлетворенных потребностей.

Как один из возможных психологических путей обретения счастья данный принцип был выражен многими древнегреческими мыслителями. «Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам», - утверждал Сократ.

Доведенное до предельной крайности требование ограничения потребностей (в данном случае речь идет о материальных потребностях) обнаруживается в этике киников (IV-III вв. до н. э.), которые стремились к самоограничениям и лишениям. И это крайнее отсутствие потребностей временами переходило как раз в то, что называется аскетизмом. На протяжении нескольких столетий подобный путь продолжали стоики: «Отречение от всех внешних вещей есть цена, которой покупается счастье».

Таким образом, на основе принципа минимизации потребностей воз­никали различные представления о путях обретения счастья - от умерен­ности и разумного ограничения потребностей до крайнего лишения и от­речения от внешних благ.

Однако в современном мире применение на практике этого принци­па весьма затруднительно, так как само общество превратилось в обще­ство потребления, в котором постоянно поощряется появление все новых и новых потребностей, а также пропагандируется их постоянное удов­летворение. Реклама и общественное мнение требуют от нас соответствия привлекательным рекламным образам и слоганам, и зачастую, даже не осоз­навая этого, мы растрачиваем себя в погоне за удовлетворением потреб­ностей, которые на самом деле даже истинно «нашими» могут и не быть. Вместе с тем действительно счастлив тот, кто сумел отделить себя, свою жизнь, свои настоящие потребности от этого бесконечного потребления и сосредоточился на достижении счастья.

Известный отечественный психолог М.Е. Литвак[1] утверждает, что «все, что нам необходимо, у нас есть, а потеем мы в погоне за излишествами».

Вспоминая время от времени эту фразу и соизмеряя то, на что вы действительно хотите потратить свое время и усилия, вы будете намного счастливее и радостнее.

Уменьшение сложности мира

Третий принцип - минимизации сложности - состоит в стремлении человека к упрощению мира в целом и к упрощению конкретных объ­ектов - целей его деятельности. Это стремление может проявляться в тех случаях, когда сложность цели превышает уровень способностей человека либо когда в масштабах имеющегося у человека времени цель труднодостижима. Субъективной мерой сложности выступает знание человека о том, что представляет собой объект, как и когда он будет из­меняться. Следовательно, принцип минимизации сложности сводится к стремлению человека создать для себя ясную картину мира, позволя­ющую объяснять и предсказывать и тем самым делать мир более простым и понятным для себя.

Стремление к созданию ясной картины мира лежало в основе широко распространенного в античности понимания знания как пути, ведущего к счастью. «Есть только одно благо - знание и одно только зло -невежество», - говорил Сократ. Познание становится путем к счастью, а идеалом - познавший мир и себя мудрец. Поэтому и наилучшей жизнью чаще считается у древнегреческих философов созерцательная. Одним из первых это выразил Пифагор: «Жизнь, - говорил он, - подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые -смотреть».

Умению созерцать нужно учиться и в современном мире. Неслу­чайно такое распространение получили сегодня различные школы йоги, восточные и индийские духовные практики, психологические курсы самопознания и единения с миром. Ведь действительно, как сложно нам в городской суете хоть на минуту остановиться, увидеть цветение деревьев, по-настоящему насладиться вкусом сочных фруктов, услы­шать собственное дыхание или дыхание любимого человека. Многие становятся похожи на человека из грустного анекдота, который рабо­тал на двух работах, не позволял себе расслабиться ни на минуту, и ког­да его спрашивали: «Для чего?», он отвечал: «Чтобы однажды сесть на веранде в собственном доме с бокалом вина и насладиться закатом солнца». Вроде прекрасное и достойное стремление, но он искренне недоумевал, когда его спрашивали, что мешает сделать это уже сегодня вечером, ведь закат бывает каждый день. Зачем чего-то ждать и так себя изводить?

Увеличение собственных способностей

Четвертый принцип - максимизация способностей - состоит в стремлении человека к всестороннему развитию и самосовершенство­ванию в физическом и духовном отношении. Как известно, развитию человеческих способностей еще в Древней Греции уделялось огромное внимание. Как гимнастика была средством совершенствования тела, так музыка, литература, риторика, философия были действенными сред­ствами совершенствования интеллекта. Идея о связи между гармонич­ным развитием способностей и человеческим счастьем пронизывает все древнегреческое мировоззрение.

Таким образом, четвертая дорога к счастью лежит через самосо­вершенствование и саморазвитие. Однако принцип максимизации спо­собностей не сводится лишь к идее самосовершенствования. Он обяза­тельно содержит в себе и стремление быть полезным, что ярко выражено в словах Сенеки: «Вот требование, предъявляемое к человеку: он должен быть полезным максимально многим людям; если это невоз­можно, то хотя бы немногим; если и это невозможно, по крайней мере, своим ближним; если даже и это невозможно, то самому себе». Следо­вательно, на основе принципа максимизации способностей формируют­ся два взаимодополняющих представления о путях обретения счастья -самосовершенствование и служение другим людям.

Таким образом, описанные выше четыре принципа обретения счастья раскрывают конкретные действия и философию, лежащую в их основе. Если вы чувствуете, что какой-то из них вам очень близок и понятен, имеет смысл продумать, насколько вы придерживаетесь этого принципа в реальной жизни и что мешает вам в его максимальной реализации. Подобные размышления приведут вас к более четкому пониманию соб­ственных действий и их результатов и, безусловно, сделают вас более счастливыми. Может быть и так, что сразу несколько стилей вызывают у вас симпатию. Их совмещение не только возможно, но даже и жела­тельно, так как они логично дополняют друг друга.

Запишите одну из ваших жизненных целей, достижение которой должно сделать вас счастливее. Расположите рядом схему с четырьмя принципами обретения счастья. Попробуйте найти «решение» для вашей цели в каждом из данных принципов. Когда вам это удастся, вы увидите не только возможные пути к счастью, но и достигнете его гораздо быстрее, т. к. будете действовать сразу на нескольких направлениях.

Будьте счастливы!



[1]Михаил Ефимович Литвак - известный психотерапевт, член-корреспондент Российской ака­демии естественных наук, кандидат медицинских наук, психотерапевт европейского реестра.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Рассылка




Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Вы - делопроизводитель? Зарегистрируйтесь!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи по делопроизводству на нашем сайте!
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости по делопроизводству
  • участвовать в вебинарах
  • задавать вопросы экспертам

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал PRO - делопроизводство

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль