Профессиональная манипуляция и как с ней справляться (Школа практической психологии)

10 июня 2014 783
Очень часто люди пытаются манипулировать помощником руководителя, чтобы добиться своих целей, иногда – не совсем честными способами. Как справиться со сложными, агрессивными или неприятными посетителями? В этой статье вы найдете полезные приемы и способы.

Очень часто люди пытаются манипулировать помощником руководителя, чтобы добиться своих целей, иногда – не совсем честными способами. Как справиться со сложными, агрессивными или неприятными посетителями? В этой статье вы найдете полезные приемы и способы.

Что такое манипуляция и как она обычно происходит?

Известный американский лингвист О. Т. Ёкояма приводит следующее определение манипуляции: «обманное косвенное воздействие в интересах манипуляторов». Давайте разберемся, чем это отличается от обычного общения.

В нормальной коммуникации человек, который хочет что-то получить от другого, в явной форме об этом говорит. Т.е. его требование оформлено в виде ясной и понятной просьбы. Далее вы можете либо согласиться на то, чего от вас хотят, либо не согласиться, либо начать обсуждение и искать взаимоприемлемые варианты.

В манипулятивном общении тот, кто хочет от вас что-то получить, делает это завуалированно, чтобы вы не догадались о том, о чем вам не надо догадываться, даже если это может навредить вам – манипулятор получит желаемое, цена ему может быть не важна.

Манипулируют не только незнакомые нам люди, но и родственники, дети, сотрудники, руководители и т.д. Важный признак манипуляции – это то, что, в отличие от честной коммуникации (когда вам приводят различные доводы и вы сами принимаете осознанное решение о том, что делать в той или иной ситуации), в манипулятивном общении собеседник пытается вас обмануть, выдать желаемое за действительное, ввести в заблуждение или заставить сделать что-то, что принесет вам впоследствии вред. К сожалению, вы не всегда можете заранее это предвидеть и поэтому иногда становитесь жертвой манипулятора.

Человека можно ненадолго сбить с толку, но спустя какое-то время вы осознаете, что вами воспользовались в чужих интересах. Делайте из произошедшего выводы. Не надо упрекать себя – на ошибках учатся! Невозможно научиться сопротивляться манипуляциям «теоретически», нужна практика: лишь она помогает выработать автоматический навык быстрого распознавания возможного обмана, нечестности и потенциальной опасности.

Инструменты манипуляции и меры противодействия

Очень важно знать, какие приемы применяют опытные манипуляторы, чтобы вовремя защититься от возможных негативных последствий такого общения.

- Комплимент. Сам по себе комплимент не опасен. Но он создает ощущение, что вы что-то «должны» собеседнику, который – «хороший» человек и сделал вам одолжение. Способов ответа на комплимент много. Из наилучших – это спонтанный ответный комплимент либо простая благодарность: «Спасибо!».

- Подарок. В принципе дешевые подарки ни к чему не обязывают. Однако когда вы берете в подарок даже дешевую шоколадку, то психологически многие начинают в этот момент чувствовать себя «обязанными». Именно поэтому процветает индустрия корпоративных сувениров и деловых подарков. Важно понимать, сколько стоит тот или иной подарок, т.к. чем он дороже, тем больших уступок от вас могут ожидать.

- Сексуальные заигрывания. Ситуация, когда красивая девушка привлекает внимание мужчин, – нормальна. Необходимо постоянно держать дистанцию, чтобы не допускать излишнего «панибратства». В нашей культуре излишняя «доступность» женщины обычно воспринимается плохо, поэтому желательно посетителей держать на некотором расстоянии от вас, не допуская физического контакта (похлопывания по плечу и т.д.).

- Срочность. В нашей культуре существует прямо-таки культ «срочности». Иногда люди теряют голову просто от того, что какое-либо дело нужно сделать очень «срочно».

- Высокое положение. Люди в нашем обществе различаются по своему статусу. Тем не менее, существуют общие правила этикета, регламентирующие поведение в той или иной ситуации. И эти правила обязательны для всех. Воспитанный, культурный человек не будет унижать других просто потому, что он выше по должности. Научитесь «ставить на место» даже тех людей, которые выше вас по рангу, так, чтобы нельзя было вас упрекнуть в грубости или нарушении норм поведения.

- Создание атмосферы доверия. «Мы с тобой одной крови», – говорил Маугли из повести Р.Киплинга. Манипулятор может действовать в течение длительного времени, строя отношения, в основе которых лежат доверие, чувство общности и т.п. Учтите, что на работе – каждый сам за себя.

На практике приемов манипуляции намного больше. Не обязательно знать их все, достаточно вовремя замечать и пресекать подобные попытки.


О различных инструментах манипуляции, кто такие «сложные» и неприятные посетители, как справляться со словесной манипуляцией и многое другое вы узнаете из статьи психолога, бизнес-тренера, преп. Школы помощника руководителя при Национальной гильдии профессиональных консультантов Инны Иголкиной в №6 2014 журнала "Справочник секретаря и офис-менеджера".

В следующем номере журнала будет обсуждаться тема «Личное пространство руководителя». Руководители тоже люди. Как близко можно входить в личное пространство руководителя? Что делать, если начальник постоянно загружает вас «нерабочими» задачами? Нужно ли быть в курсе того, о чем ваш босс разговаривает в бане со своими друзьями? На эти и другие вопросы вы получите ответ в новой статье. 

Читайте в ближайшем выпуске!



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Рассылка




Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль