Школа практической психологии: Типология людей. Как лучше понять, почему другие люди так себя ведут?

2 октября 2014 842
Возможно, вы сталкивались с людьми, с которыми бывают сложности? Оказывается, нет плохих людей – есть лишь неправильно выбранный подход к ним.

Возможно, вы сталкивались с людьми, с которыми бывают сложности? Оказывается, нет плохих людей – есть лишь неправильно выбранный подход к ним.

В этой статье мы поговорим о том, какие типы людей необходимы в успешной команде. С любыми людьми можно и нужно договариваться. Даже к самому «сложному» человеку есть свой «ключик» – его мы и поищем.

Как предсказать поведение другого человека?

Существуют сотни разнообразных типологий людей. Многие стремятся получить «секретное знание» о том, как быстро определить тип человека, чтобы было проще с ним взаимодействовать. Наверняка вы встречали тех, кто интересуется вашим знаком Зодиака, верит в гороскопы и т.п. Сегодня я расскажу вам о системе, которая была выведена с помощью научных исследований и наблюдений.

Читайте также:

Профессиональная манипуляция и как с ней справляться

Как справиться со сложными, агрессивными или неприятными посетителями?

Рэймонд Мередит Белбин начал исследовать, как взаимодействуют люди в команде, в 1967 году. Спустя 20 лет, в 1981 году, он выпустил книгу «Команды менеджеров. Как объяснить их успех или неудачу». По мнению известной международной деловой газеты «The Financial Times», она была признана одной из 50 лучших книг по менеджменту в XX веке.

Для экспериментов людей объединяли в группы и наблюдали за тем, как они играют в две бизнес-игры: «ЕМЕ (Executive Management Exercise)» и «Командополию» с общими ресурсами и людьми, с которыми нужно было договариваться. Результат командной игры был измеримым. Учёные выяснили: если собрать самых «умных» людей в одну команду, это не всегда автоматически приводит к тому, что она победит. Оказалось, что часто команды с менее «звёздными» участниками выигрывали с большим отрывом.

На основании этих исследований были сформированы 9 основных ролей, необходимых команде (некоторые роли может совмещать один человек, для других ролей может потребоваться несколько исполнителей). Что характерно для методики – она не требует «идеальных» людей, у всех могут быть допустимые недостатки.

Роли в команде по Мередиту Белбину

Cуществует несколько альтернативных названий ролей:

  • Генератор идей (Творец).
    Способен придумывать оригинальные идеи. Обладает хорошо развитым воображением. Отрицательные качества – может быть чрезмерно чувствителен к критике. Успешно работает, если у него складываются хорошие отношения с руководителем или координатором группы. Типичное высказывание: «Там, где есть проблема, найдется и решение».
  • Снабженец (Исследователь ресурсов).
    Так же как и генератор идей, в состоянии привнести новые идеи в группу, но эти идеи он будет не придумывать, а искать извне, по аналогии. Может быть бесцеремонным, гибким, ищет благоприятные возможности. Часто разговаривает по телефону и находится на встречах. Препятствует групповой инертности. Отрицательные качества: лень и самодовольство. Может потребоваться кризис или особые обстоятельства, чтобы замотивировать его. Типичное высказывание: «Никогда не изобретай заново колесо».
  • Председатель (Координатор).
    Обычно это – формальный лидер группы. Он следит за тем, чтобы группа двигалась к достижению целей. Может заранее определить, кто из работников лучше справится с задачей. Обычно спокойный, уверенный и распорядительный. Недостатки: иногда склонен к излишнему подавлению остальных. Типичное высказывание: «Менеджмент – это умение организовать людей для выполнения любой работы».
  • Наблюдатель (Мотиватор).
    Он служит проводником к внедрению идей. Как правило, уверенный, динамичный, эмоциональный и импульсивный. Работает в качестве движущей силы группы. Возможные недостатки: может быть раздражительным, несдержанным, нелюбезным. Типичное высказывание: «Я заставлю всех работать».
  • Аналитик (Критик).
    Оценивает предложения и занимает позицию наблюдателя за ходом действий. Помогает группе избегать ошибок. Качества: осторожный, бесстрастный, обладает аналитическим складом ума. Может казаться равнодушным, незаинтересованным. Отрицательные качества: иногда становится чрезмерно критичным. Типичное высказывание: «Кажется, это лучший вариант при данном соотношении сил».
  • Коллективист (Вдохновитель команды, Дипломат).
    Стремится объединять членов группы и гармонизировать их отношения. Понимает чужие проблемы, пытается помочь и сглаживает конфликты. По характеру это – добрый человек, который предпочитает налаживать неформальные отношения. Недостатки: в сложных или кризисных ситуациях может быть нерешительным. Типичное высказывание: «Вы всегда можете почувствовать хорошую рабочую атмосферу».
  • Исполнитель (Реализатор).
    Это человек, который переводит стратегический план в конкретные управленческие задачи. Хороший организатор, методичный и прагматичный. Воспринимает себя как часть группы, лояльный и честный сотрудник. Недостатки: может быть негибким, непреклонным. Типичное высказывание: «От напряженной работы еще никто не умер».
  • Контролер (Педант, Завершитель).
    Следит за точным выполнением взятых обязательств, старается выполнить все, даже самые даже мелкие дела. Умеет создавать отчеты о работе группы. Заставляет придерживаться точного расписания. Недостатки: может становиться излишне тревожным. Типичное высказывание: «Совершенство – это то, что сделано достаточно хорошо».
  • Специалист.
    Профессионал, самостоятелен, стремится стать экспертом в своей области. Обладает высокой профессиональной/технической экспертизой и знаниями, гордится своей работой. Недостатки: приносит пользу в основном только в узкой сфере своей профессиональной специализации. Типичное высказывание: «Лучше знать много об одном, чем мало обо всем».

Найдите в Интернете тест Белбина и пройдите его (это займет около часа). Внимательно прочитайте описание ролей и их сильные стороны и допустимые/недопустимые недостатки. Возможно, вам не хватает каких-то ролей? Или некоторые роли у вас в избытке? Скорректируйте свое поведение на будущее – какие личные качества вам надо держать под контролем, а какие – развивать. Вы можете также подумать, кто какие роли занимает по модели Белбина в вашем коллективе. Какие у этих людей сильные и слабые стороны? И как с ними лучше общаться?

Чтобы было проще ориентироваться, представим роли в виде схемы.

Школа практической психологии: Типология людей. Как лучше понять, почему другие люди так себя ведут?

Изобразим треугольник. Три его стороны – Идеи, Задачи и Люди. Некоторые роли в команде ближе к области Идей – это Генератор идей и Наблюдатель. Другие роли ближе к области Задач – это роли Специалиста и Исполнителя. Коллективист ближе к области Людей – для такого человека отношения могут быть важнее, чем идеи и/или задачи. Председатель изображен посередине, он уравновешивает команду (и именно поэтому без Председателя команда менее успешна, т.к. её может «перекосить» в какую-нибудь сторону). Снабженец находится посередине между Идеями и Людьми (т.к. ищет способы реализовать идеи с помощью людей). А Контролер находится с противоположной стороны – он балансирует между Идеями и Задачами.

Каждая из ролей обладает определенным набором качеств. Если, например, взять Генератора идей, то видно, что он далек как от области Людей, так и от области Задач. Его сильная сторона в том, чтобы придумывать идеи. Но без помощи остальных членов команды их очень сложно реализовать. В то же время удаленность от области «Люди» говорит о том, что Генератор идей часто не в состоянии донести до всех членов команды свою мысль, и тут ему на помощь приходят Председатель и Снабженец.

Более подробно узнать об «Идеальных людях» и «Допустимых недостатках», объединении ролей, а также о практических заданиях вы можете в №10 журнала "Справочник секретаря и офис-менеджера".

В следующем выпуске будет обсуждаться тема «Незаменимый секретарь». Стоит ли стремиться к тому, чтобы вы стали незаменимой? Почему это плохо, когда все вопросы сходятся на вашей персоне? Как сделать так, чтобы во время вашего отпуска или болезни офис продолжал успешно работать? Как при этом не потерять свою работу, а наоборот, укрепить хорошие отношения с руководителем?

Читайте в новом номере!

Инна Иголкина, психолог, бизнес-тренер, преп. Школы помощника руководителя при Национальной гильдии профессиональных консультантов

Гипермаркет профессиональной информации

"Современные технологии документооборота и делопроизводства"- журнал для руководителей служб ДОУ, начальников делопроизводственных подразделений, заведующих канцеляриями, общими отделами и архивами о практике управления документами в электронном и бумажном видах.



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Рассылка




Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль