Что делать, если среди ваших коллег «пессимисты», «нытики» и «негативщики»?

26 января 2015 999
Разберемся в особенностях поведения каждого из типов «негативных» людей, а затем определим, как себя с ними нужно вести, чтобы не пострадало ваше психологическое здоровье.

Разберемся в особенностях поведения каждого из типов «негативных» людей, а затем определим, как себя с ними нужно вести, чтобы не пострадало ваше психологическое здоровье.

В любом коллективе есть люди, которые всегда чем-то недовольны и считают своим долгом обсудить это с коллегами – от политики и макроэкономики до решений руководства компании и уровня заработной платы; есть и те, кто не выражают свой негатив открыто, но в их оценках той или иной ситуации так или иначе преобладают пессимистические настроения. Общаться с подобными сотрудниками не очень комфортно, но что делать, если они работают бок о бок с вами?

Строители воздушных бараков

Так назвал пессимистов Левинсон Л.Л. . В общепринятом понимании пессимист – это тот, кто мрачно смотрит на жизнь и не верит в светлое будущее, склонен во всем видеть плохое.

В Большом энциклопедическом словаре дается такое определение пессимизму:

(от лат. pessimus – наихудший, самый скверный) – представление о том, что в мире преобладает негативное начало (хаос, зло и т. п.); настроения безысходности, неверия в будущее и т. п.

Высказывания пессимиста в коллективе сводятся к тому, что, образно говоря, в большинстве случаев «стакан наполовину пуст» и что нет причин радоваться, хотя оптимист про это же событие скажет: «Стакан наполовину полон» и «Нет повода для печали».

Читайте также:

Школа практической психологии: Типология людей. Как лучше понять, почему другие люди так себя ведут?

Возможно, вы сталкивались с людьми, с которыми бывают сложности? Оказывается, нет плохих людей – есть лишь неправильно выбранный подход к ним.

Любой пессимист имеет склонность усматривать во всем дурную сторону, рисовать будущее в мрачном свете. А если так, то и не стоит что-то предпринимать, «гореть на работе», так как все может измениться: руководство поменяет формулировку задания, начальник будет в плохом настроении и поэтому все равно не оценит проделанную работу по достоинству, и т.д. и т.п.

При этом пессимисты приводят множество доводов в пользу того, что будущее будет непременно негативным. Это могут быть примеры из собственной жизни (например, «вот у меня на прошлой работе тоже так же было: работал, работал над проектом, пришел новый начальник, и все пришлось переделывать по-новому»), примеры из опыта других компаний или известных личностей (например, «в компании «АВС» тоже была похожая ситуация и чем все закончилось? Компания обанкротилась»). У каждого пессимиста свой набор приемов и примеров убеждения коллег в том, что ничего хорошего ждать от этой работы (жизни в этой стране, в этом городе и т.д.) не стоит.

Елену, бухгалтера в компании по продаже мебели, в коллективе часто называли пессимисткой. Все, что она обсуждала с коллегами, было окрашено в мрачные тона. Так как она была старше остальных сотрудников предприятия, то это давало ей право говорить: «вот поживете с мое, увидите, что ничего хорошего вас не ожидает». Постепенно сотрудники начали игнорировать Елену, и она осталась в одиночестве. Желающие обсудить с ней какую-либо проблему, как правило, были из числа новичков, которым «старожилы» быстро объясняли, что к чему. В итоге Елена приняла решение уволиться из компании, где ее «не понимают».

Из этого примера видно, что пессимистам живется непросто. Их можно понять и даже пожалеть, но не стоит позволять им «выливать» на вас свой негатив. Вы всегда можете найти повод уйти от разговора с пессимистом, пытающимся вовлечь вас в свой мрачный мир. Если же это невозможно (например, пессимист – ваш непосредственный начальник), то начинайте искать новую работу. Важнее сохранить здоровье и позитивный настрой, получая удовольствие от общения с коллегами и руководством, чем иметь стабильную и, возможно, хорошо оплачиваемую работу, но на которую утром «ноги не идут».

Есть хорошее выражение о том, что «пессимист – это человек, который на серебряном подносе не ожидает найти ничего, кроме пятна». Так же и негативно настроенный руководитель, придерживающийся мнения о том, что сотрудники просто не могут честно работать и качественно выполнять его поручения, всегда найдет повод для того, чтобы «увидеть соринку в чужом глазу», т.е. недостатки в вашей работе. Вы хотите работать под руководством такого начальника?

Особенно после того, как узнаете о результатах исследования британского ученого, психолога и психотерапевта Джорджа Филдмана, который выяснил, что спровоцированная боссом гипертония у сотрудников на треть повышает вероятность возникновения сердечных заболеваний и на треть — инсульта?

Или все-таки у вас по-прежнему есть причины, из-за которых вам приходится терпеть негативные высказывания и продолжать играть роль жертвы?

Возможности или причины?

Авраам Линкольн является автором известного выражения: «Кто хочет – ищет возможности. Кто не хочет – ищет причины». Вот пессимист как раз и относится к тем, кто старается найти причины, по которым не следует выполнять то или иное поручение, участвовать в том или ином проекте и т.д. А если задания он все-таки из-под палки выполняет и в 1 из 10 случаев действительно происходит что-то из того, о чем он говорил ранее, то поток его негативных высказываний сложно остановить: «Я же предупреждал, что ничего хорошего из этого не выйдет, а вы меня не слушали». В этом случае пессимист даже временно находит поддержку со стороны коллектива и своих сторонников. Однако это сообщество единомышленников, как правило, недолго существует – до тех пор, пока не спадет острота обсуждаемой проблемы. Склонность пессимиста видеть во всем только плохое со временем начинает отталкивать от него тех, кто ранее входил в его «ближний круг».

В словаре русской идиоматики выделяется несколько видов пессимистов: безнадежный, большой, глубокий, глубочайший и жуткий пессимист. Думаю, что каждому из нас встречались некоторые, а может, и все из этих видов пессимистов.

Пессимистами не рождаются, ими становятся под влиянием тех или иных событий. Психологи скажут, что чаще всего в основе такого поведения лежат детские комплексы, являющиеся следствием неправильного воспитания. И действительно, «все мы родом из детства», и наши проблемы – тоже.

Кроме того, наш практический опыт и оценка того, что с нами происходит, также накладывают свой отпечаток на то, как мы оцениваем свое настоящее и чего ждем от будущего. С возрастом мы все становимся в некоторой степени пессимистами. Однако не так редки случаи, когда пессимизмом заражены достаточно молодые сотрудники. Именно о таких случаях писал Марк Твен: «Нет зрелища более грустного, чем молодой пессимист, за исключением старого оптимиста».

Описание таких типов людей, как "нытики" и "негативщики", а также подробные рекомендации о том, как вести себя с разными типами проблемных сотрудников, чтобы не пострадало ваше психологическое здоровье, вы найдете в №1 2015 журнала "Справочник секретаря и офис-менеджера".

Зайцева Н.А., д-р экон. наук, проф., бизнес-тренер компании «Ораторика»



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Рассылка




Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль