Психология внедрения: как найти подход к каждому сотруднику?

13 апреля 2015 692
Ни для кого не секрет, что любое масштабное внедрение программных продуктов, как правило, сталкивается с серьезным сопротивлением сотрудников. «Вы только усложняете нам жизнь, у нас и без того работы полно», «Мне некогда тратить время на ерунду», «Руководству, наверное, деньги девать некуда», – подобные возгласы часто слышат внедренцы в кулуарах заказчика.

Ни для кого не секрет, что любое масштабное внедрение программных продуктов, как правило, сталкивается с серьезным сопротивлением сотрудников. «Вы только усложняете нам жизнь, у нас и без того работы полно», «Мне некогда тратить время на ерунду», «Руководству, наверное, деньги девать некуда», – подобные возгласы часто слышат внедренцы в кулуарах заказчика.

И многие консультанты на это только обреченно разводят руками – ведь и программный продукт выбрали самый лучший, и идеи по оптимизации существующих процессов отличные, и оборудование закупили самое современное, и руководство настроено на перемены: «Вот внедрим новую суперсистему и заживем!». Но вот как при этом заставить сотрудников компании полюбить новую систему? Задача из области фантастики. И в итоге под лозунгом «Не умеют – научим, не захотят – заставим!» проходит очередное вялое внедрение, в ходе которого консультанты быстро теряют свой энтузиазм и боевой настрой, а сотрудники вынуждены без особого вдохновения согласиться на значительные перемены в своей работе. Особенно важно преодолеть сопротивление сотрудников, напрямую связанных с делопроизводственными процессами и обменом информационными потоками в организации. Как найти к ним подход и сделать своими соратниками и проводниками новых идей? Каким образом руководители делопроизводственных и архивных подразделений, в свою очередь, могут заинтересовать и привлечь к процессу внедрения всех сотрудников компании?

Читайте также:

Техника преодоления сопротивления изменениям, связанным с внедрением СЭД

О том, как преодолеть сопротивление изменениям, связанным с внедрением СЭД в организации.

Опыт показывает: если сотрудники внутренне не примут необходимость изменений, то мы не сможем добиться эффективного внедрения информационной системы. Система формально будет установлена, настроена, но сотрудники не будут ощущать ее удобство и преимущества, не будут осваивать дополнительные функции и настраивать ее «под себя», система у пользователей будет чаще ломаться, «виснуть» и т.д. За нежеланием работать в новой системе в первую очередь стоит страх перемен. Люди боятся перемен и противостоят им, потому что перемены ставят под угрозу привычные идеи и мнения, понятные им схемы работы. Страх перед неизвестностью заложен в нас природой, и его проявление далеко не всегда зависит от возраста, должности или статуса сотрудника.

Типология сотрудников по отношению к переменам

Для того чтобы разобраться с тем, как существенно снизить страх перемен у ваших коллег при внедрении новых информационных систем, рассмотрим простую типологию сотрудников по отношению к изменениям в организации. Согласно типологии Карен Рихтер, людей можно поделить на четыре группы: «Агенты изменений», «Скептики», «Тормозящий тип» и «Противники». Сотрудник попадает в одну из групп в зависимости от того, воспринимает ли он предстоящие перемены как угрозу для своего положения в организации или же как угрозу для самой организации.

«Агенты изменений»

Их девиз: «Перемен требуют наши сердца…».

Эти люди не боятся ни за себя, ни за компанию. Они не видят в изменениях опасности и риска, а наоборот, приветствуют изменения в своей жизни. Они часто носят «розовые очки», и возможно, у них снижена критичность.

Это самые первые потенциальные союзники проектов по внедрению новых информационных систем. У них много энтузиазма, они сдвигают процессы с мертвой точки, несут позитив, верят в успех. Они делают много предложений, у них нет сомнений в отличном результате. Такие сотрудники с большой энергией запускают процесс, но на долгую дистанцию их не хватит.

Тип «Скептик»

Их девиз: «Ничего не трогай, пока не сломалось!».

Сотрудники этого типа не опасаются за свою судьбу, но видят в переменах опасность для дела. Они эксперты в своей области, сильные профессионалы, которые знают себе цену, и в принципе им легко найти себе место на рынке труда. Эти люди чаще всего опасаются за имидж компании, за клиентов.

«Тормозящий тип»

Его девиз: «Авось обойдется…».

Это люди, не думающие о рисках для компании, но серьезно обеспокоенные своей судьбой после изменений. Изменения могут угрожать их стабильной работе в компании, грозят выявить их некомпетентность в каких-либо областях, усложнить работу и пр. Им придется обучаться, а потом и работать в новой информационной системе, а справятся ли они? Эти люди вряд ли будут выступать единолично, они всегда в толпе, молчат и боятся спросить. Опасаясь за свое рабочее место, они исподволь тормозят рабочие процессы.

Тип «Противник»

Девиз представителей этого типа: «Баба Яга против!».

Эти сотрудники настроены против перемен, потому что, по их мнению, изменения вредят бизнесу, кроме того, «Противники» опасаются, что их опыт и знания не пригодятся в новых условиях.

«Противники» могут саботировать внедрение информационных технологий: подпольно собирать круг единомышленников, дезинформировать сотрудников и вносить смуту.

Более подробную информацию о психологии внедрения, о типах сотрудников, о том, как работать с каждым из типов, о законе распространения инноваций вы найдете в №4 2015 журнала "Современные технологии документооборота и делопроизводства"

Успешного вам внедрения! Будьте готовы к переменам и следуйте совету писателя Стивена Кинга: «Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу».

Федченко Ксения, бизнес-тренер, соучредитель компании «КЭДО»



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Рассылка




Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль