• Главная страница
  • » Новости
  • » Специалист в области делопроизводства и архивного дела: текущее состояние и перспективы развития профессии. Востребованность или забвение?

Специалист в области делопроизводства и архивного дела: текущее состояние и перспективы развития профессии. Востребованность или забвение?

18 мая 2015 1629
Какова сегодня ситуация на рынке труда, как происходящее отражается на подготовке профессиональных кадров, каковы реальные потребности профильных специалистов, почему делопроизводством и архивным делом занимаются люди, не имеющие cоответствующего образования?

Какова сегодня ситуация на рынке труда специалистов, как происходящее отражается на подготовке профессиональных кадров, каковы реальные потребности профильных специалистов, почему делопроизводством и архивным делом занимаются люди, не имеющие cоответствующего образования?

Постараемся ответить на эти вопросы в статье.

Вопрос подготовки специалистов в области делопроизводства и архивного дела интересовал меня давно. В процессе своей работы в разных компаниях и над разными проектами я сталкивалась с тем, что людей, имеющих хорошие знания в нашей профессиональной области, катастрофически мало, а в некоторых регионах страны их найти практически невозможно.

Читайте также:

Профессиональные стандарты в Российской Федерации

Что представляет собой система профессиональных стандартов в Российской Федерации?

В России, где история развития делопроизводства и архивного дела тесно связана с историей и развитием самого государства, в настоящее время происходят принципиальные изменения, направленные на применение новых технологий в области работы с документами. Изменение ситуации наметилось в момент осознания необходимости оптимизации работы государственных органов и выразилось в создании планов внедрения МЭДО и СМЭВ, утверждении распоряжения Правительства РФ от 11.06.2013 № 953-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса»». Утверждение ряда законодательных актов, направленных на активное внедрение электронного документооборота и широкое использование на государственном уровне и в деловой практике электронных документов, подписанных электронной подписью, должно повысить спрос на специалистов, на достаточно хорошем уровне разбирающихся не только в вопросах организации делопроизводства и архивного дела, но и имеющих знания в сфере проектного управления, управления рисками, владеющих знаниями в области информационных технологий и информационной безопасности.

Казалось бы, что после многих лет, когда наша профессия практически умирала, интерес к ней должен возродиться, а руководители компаний и предприятий сегодня должны наконец-то понять, кто такие документоведы, делопроизводители или сотрудники архива, а также насколько важна их роль в организации управления компанией. На деле все оказалось не так оптимистично, как хотелось бы.

Руководитель службы ДОУ – кто он?

Так, анализ рынка труда (информация с сайтов HeadHunter (hh.ru), Job.ru и других аналогичных информационных ресурсов) показывает, что сегодня лишь в одном случае из двадцати специалисты высокой квалификации и с глубокими знаниями как в области делопроизводства и архивного дела, так и в смежных областях, востребованы работодателями.

Чаще всего работодатели ищут на должность руководителя подразделения документационного обеспечения управления работника, соответствующего следующим требованиям:

  • высшее образование;
  • опыт работы от 3-х лет в должности руководителя отдела делопроизводства/канцелярии;
  • опытный пользователь ПК, знание пакета MS Office, владение оргтехникой;
  • хорошее знание нормативной базы в сфере делопроизводства и архивного дела;
  • опыт работы в СЭД.

При этом стоит обратить внимание на то, что профессиональные требования (образование, опыт, навыки и умения) чередуются с требованиями к личностным качествам (свойства характера, умение работать в стрессовых ситуациях и т.д.).

При этом работодатель не предъявляет или редко предъявляет требования к наличию профессионального образования в области делопроизводства и архивного дела. То есть можно говорить о том, что на рынке труда востребованы руководители среднего звена, знающие основы делопроизводства и умеющие организовать регистрацию документов в СЭД или контроль исполнения документов компании.

Сопоставляя вышеизложенные требования к кандидатам с требованиями, представленными в Квалификационном справочнике, необходимо отметить, что они представляют собой промежуточный вариант между квалификационными требованиями к должности «делопроизводитель» и должности «документовед II категории», поскольку в приведенных требованиях не предусмотрен функционал, затрагивающий вопросы разработки и внедрения внутренней нормативной документации в области делопроизводства и архивного дела, вопросы организации проектирования и внедрения систем ведения документации и т.д. И наоборот, в указанных требованиях к кандидату присутствуют требования к опыту работы в СЭД.

Вместе с тем на рынке труда встречаются и исключения: в ряде случаев работодатели все же заинтересованы в подборе высокопрофессиональных кадров на ключевые руководящие позиции. При этом среди обязательных требований к таким кандидатам заявлены глубокие знания не только в сфере делопроизводства и архивного дела, но и в смежных областях, а также значительный опыт работы в крупных коммерческих организациях и положительный опыт проектной деятельности.

Таким образом, на рынке труда сегодня обозначилось разделение требований к руководителям службы ДОУ на два уровня:

  • руководитель, организующий работу подразделения и поддерживающий существующие процессы;
  • руководитель-методолог, отвечающий за постановку делопроизводства и архивного дела в компании, разработку и внедрение нормативно-методической базы компании, автоматизацию процессов управления документами.

Такое разделение определяет границу уровня компетенций и позволяет работодателям осуществлять набор кандидатов в соответствии с теми конкретными задачами, которые стоят перед подразделением ДОУ и компанией.

В целом можно говорить о том, что Квалификационный справочник на сегодня не полностью отражает тенденции и реальные потребности подготовки кадров в профессиональной области.

Более подробную информацию о том, что в настоящее время происходит на рынке труда специалистов по делопроизводству и в области подготовки кадров со средним специальным образованием, что в современных условиях делается для повышения качества профессионального образования, о дополнительном образовании в сфере делопроизводства и курсах повышения квалификации вы найдете в №5 2015 журнала "Современные технологии документооборота и делопроизводства"

Я неоднократно подчеркивала и хочу еще раз повторить: от профессионализма и уровня подготовки делопроизводителей и архивистов зависит многое, в том числе и успешность бизнеса. Поэтому хочется верить, что наша профессия со временем будет одной из самых важных и востребованных, а наши образовательные учреждения будут готовить качественные кадры нужного уровня квалификации.

Романченко Е.В., канд. ист. наук, руководитель Административного департамента САО «ВСК»

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на новости

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
      Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»




      Вопрос - ответ

      Отвечаем на Ваши вопросы

      Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
      Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
      Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
      Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
      Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

      PRO Делопроизводство
      Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64197 от 25.12.2015


      E-mail: document@sekretariat.ru

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Всего один шаг - и документ Ваш!

      Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль