Школа практической психологии: Конфликты с сотрудниками: что делать?

2 июня 2015 394
Тема коммуникации с другими людьми поистине «вечная». В этой статье мы обсудим, какие конфликты чаще всего возникают на работе, что нужно предпринять для их профилактики и как вести себя, если они уже произошли.

Тема коммуникации с другими людьми поистине «вечная». В этой статье мы обсудим, какие конфликты чаще всего возникают на работе, что нужно предпринять для профилактики конфликтов и как вести себя, если они уже произошли.

Виды конфликтов

Слово «конфликт» происходит от латинского «conflictus» и переводится как «столкновение». Это означает, что еще в древности люди столкнулись с таким явлением, как конфликт, и до сих пор с ним борются. Все мы видели конфликты и сами в них участвовали. Можно условно разделить конфликты на бытовые и производственные, однако большой разницы между ними нет – и тут, и там бурно проявляются эмоции, звучат запретные слова и иногда даже имеет место физическое насилие (на работе это случается реже).

Конфликт также бывает следующих видов:

  • Внутриличностный. В этом случае человека «раздирает» какое-либо противоречие.

Например, между чувством долга и производственной необходимостью. Помощник руководителя как человек понимает и разделяет позицию кого-либо из сотрудников, а как специалист должна с ним вести себя определенным образом (не так, как кажется правильным), например, позвонить во время отпуска и передать критику руководства.

Читайте также:

Шесть способов разрешить конфликт на рабочем месте

Укрепляем оборону собственного психоэмоционального состояния – предлагаем вам 6 советов, которые помогут вам эффективно разрешать любые конфликты.

В таких конфликтах обязательно надо разбираться. Для этого в свободное от работы время расскажите о том, что вас беспокоит, близким людям или подруге. Если по каким-либо причинам это невозможно – можно описать свои переживания в дневнике (обычном, бумажном, при этом важно сделать так, чтобы он не попался на глаза «неподходящим» людям). Если конфликт затяжной и тяжелый – можно обратиться за консультацией к психологу или коучу. «Нелеченые» внутриличностные конфликты со временем могут приводить к возникновению психосоматических заболеваний, депрессии и т.д. Очень часто люди находят для себя способ разделить свою работу и себя (мысленно). В идеале, когда человеку нравится и подходит его работа, внутриличностных конфликтов, как правило, нет.

  • Межличностный. Это когда конфликт происходит между двумя людьми.

Например, между секретарем и руководителем, между секретарем и посетителем, между двумя секретарями и т.д. Самый сложный и опасный из них – это конфликт между вами и руководителем, т.к. именно от него зависит ваша дальнейшая работа. У многих руководителей весьма непростой характер, однако находятся люди, которые, работая рядом с ними, чувствуют себя довольно комфортно. Если же вы постоянно ощущаете разнообразные негативные эмоции – ищите способы перестроить отношения. Если это невозможно – имеет смысл задуматься о смене работы.

Конфликт с кем-либо из коллег решить обычно проще.

Постарайтесь понять, что нужно от вас этому человеку, чем вы ему мешаете и можно ли каким-то образом наладить работу так, чтобы создавать меньше поводов для конфликта.

Отдельная группа конфликтов – между секретарем и посетителями. В основном, они вызываются несовпадением интересов, например, посетитель добивается немедленной встречи с руководителем, который этого в данный момент не хочет.

Выслушайте, в чем заключается вопрос, и предложите посетителю варианты решения проблемы – например, подождать, изложить вопрос в письменном виде, перенести встречу на другое время, обратиться за помощью к кому-либо из специалистов, самостоятельно решить вопрос и т.д.

  • Конфликт между человеком и группой. Это может быть конфликт между помощником руководителя и определенной группой людей.

Например, сотрудники хотят пить дорогой кофе из корпоративных запасов, предназначенный только для руководителя и особых гостей, а вы им этого делать не разрешаете. Для успешного разрешения конфликта найдите «зачинщика», попробуйте провести лично с ним переговоры. Возможно, придется идти на какие-либо взаимные уступки (например, добьетесь, чтобы сотрудникам покупали вкусные конфеты и печенье к чаю).

  • Конфликт между двумя группами. Это самый сложный вид конфликта, т.к. в него вовлечено больше всего людей (иногда – весь коллектив). По возможности оставайтесь в стороне от подобного вида конфликтов. Такое поведение является особенностью работы помощника руководителя – уметь контактировать одновременно со всеми, при этом решая свои собственные задачи.

Не надо бояться конфликтов! К сожалению, они неизбежны. Однако нужно сохранять спокойствие и помогать другим людям делать это, когда они выходят из себя. Ведь одна из основных обязанностей секретаря – создавать комфортную рабочую обстановку.

Например, конфликт можно значительно сгладить, просто попросив человека немного успокоиться, выпить чашку чая, подождать и т.д. Если это не входит в противоречие с вашими служебными обязанностями, поинтересуйтесь, чем вы можете помочь, и если это возможно – помогите. Нередко задачи, с которыми приходят посетители, могут быть решены без участия руководителя, надо просто вовремя подсказать человеку, к кому ему лучше обратиться.

Структура конфликта

  • Повод (инцидент) – незначительное событие, с которого начинается конфликт. Это может быть «косой взгляд», отсутствие должного внимания или улыбки, невыполнение какого-либо небольшого дела, неуважительное высказывание, мелкая ошибка и т.д.
  • Объект конфликта – это то, к чему стремятся обе противоборствующие стороны.
  • Мотив (причина) конфликта – это то, что двигает людьми, из-за чего они продолжают оставаться в ситуации конфликта. Если есть скрытый мотив и желание довести дело до конфликта, то вскоре может представиться и подходящий повод.
  • Стороны конфликта – это те, кто в нем участвует. Помимо основных участников могут быть еще и неосновные, у которых тоже могут иметься свои интересы и предыстория взаимоотношений. В коллективе обычно складывается своя собственная «Санта-Барбара» (как в одноименном сериале) – целая сеть переплетений интересов и взаимоотношений между сотрудниками, о некоторых нюансах вы не знаете, а какие-то становятся явными только спустя длительное время.

Таким образом, конфликт – это состязание между противоборствующими сторонами за то, чтобы заполучить объект конфликта. У этого разрушительного поведения могут быть скрытые мотивы и разнообразные причины. В этой статье мы с вами будем учиться тому, как успешно справляться с возникающими проблемами.

Более подробно о стадиях развития конфликта, о том, как решать конфликтные ситуации, о способах поведения в конфликте, а также несколько полезных рекомендаций по поведению в конфликтных ситуациях вы можете прочитать в №5 2015 журнала "Справочник секретаря и офис-менеджера"

Эта статья дополняет три предыдущие публикации на тему манипуляции и конфликтов, которые рекомендуется прочитать для более успешного применения советов, изложенных в данном материале.

В следующем выпуске будет обсуждаться тема проактивности: «Проактивность – инициатива наказуема или это ступенька к вашему росту?». Если вы стремитесь к карьерному росту и самосовершенствованию – это достойно похвалы. Но как при этом не надорваться и не взять на себя больше, чем вы физически и эмоционально способны выдержать?

Читайте в новом номере!

Инна Иголкина, психолог, бизнес-тренер, преп. Школы помощника руководителя при Национальной гильдии профессиональных консультантов



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Рассылка




Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль