Разрабатываем кодекс корпоративного поведения сотрудников

21 сентября 2015 708
Успешное ведение бизнеса невозможно без выработки правил корпоративного поведения. Ведь чем выше качество обслуживания клиентов, тем больше шансов у организации обойти конкурентов. Многие российские бизнесмены, понимая это, стремятся установить правила корпоративного поведения, следуя которым, сотрудники будут создавать положительный имидж компании в глазах окружающих.

Успешное ведение бизнеса невозможно без выработки правил корпоративного поведения. Ведь чем выше качество обслуживания клиентов, тем больше шансов у организации обойти конкурентов. Многие российские бизнесмены, понимая это, стремятся установить правила корпоративного поведения, следуя которым, сотрудники будут создавать положительный имидж компании в глазах окружающих.

В то же время выработка правил корпоративного поведения позволит решить и много внутренних вопросов, в частности, поможет улучшить психологический климат в коллективе, минимизировать количество возникающих конфликтов, упорядочить те или иные бизнес-процедуры и т.д.

Нюансы и сложности разработки

Руководство и все работники организации должны быть заинтересованы в определении принципов и правил корпоративного поведения. Действительно, установленные правила только тогда будут безоговорочно и добровольно выполняться, когда каждый работник поймет их значимость.

Читайте также:

Особенности поведения на деловых и официальных приемах

Приемы – популярная форма дружеского общения в неофициальной обстановке, способствующая налаживанию личных контактов, установлению, поддержанию и развитию отношений между деловыми партнерами.

Но как показывает практика, несмотря на общую заинтересованность, создавать такие правила непросто. Сложность, в частности, заключается в том, что российское законодательство практически совсем не отражает вопросы формирования и выполнения правил корпоративного поведения.

На уровне законодательства подобные правила выработаны лишь для некоторых категорий работников, например государственных служащих. В других организациях такой работой придется заниматься самостоятельно, без четких указаний законодателя.

Корпоративная культура – это уникальная совокупность формальных и неформальных правил, норм поведения, установок и ценностей, определяющих отношения персонала с клиентами, руководством, самой компанией и ее конкурентами. Именно корпоративная (организационная) культура связывает воедино сотрудников компании и в значительной мере мотивирует их.

Важно понимать, что в любом случае в любой компании существует та или иная культура, даже если она нигде ранее не была описана. Задача руководства – зафиксировать сложившиеся правила, организационные ценности, модели поведения, стандарты общения в официальном документе.

Поэтому другая проблема состоит в том, что непросто сформулировать сразу все правила поведения. Очень многое придется впоследствии дописывать (и даже порой переписывать!), основываясь на опыте выполнения принятых ранее правил корпоративного поведения.

Ну и конечно, одному сотруднику не под силу заниматься указанной работой, ведь в этом случае его видение корпоративных правил поведения будет носить крайне субъективный характер. Вот почему во избежание этого субъективизма считаем целесообразным организовать рабочую группу для выработки Кодекса корпоративного поведения (далее – Кодекс). Совместная работа такой группы над документом позволит учесть разные мнения, достичь компромисса по спорным вопросам, не потерять из виду многие нюансы.

Полагаем, что в рабочую группу следует в первую очередь включить специалиста службы протокола (если такое структурное подразделение имеется в организации), сотрудника службы персонала, специалиста административного сектора – офис-менеджера, помощника руководителя, управляющего делами и т.п., а также работников, в чьи обязанности входит работа с посетителями (клиентами, покупателями и др.).

С чего начать создание Кодекса?

Думается, что работу по созданию Кодекса лучше всего начать даже не с составления вариантов текста этого документа, а с опроса коллектива. Подготовьте небольшую анкету и включите в нее ряд вопросов (для большей объективности их можно даже сделать анонимными).

Примерные вопросы для анкеты:

  • Что вас привлекает в нашей компании?
  • В чем вы видите главную ценность компании?
  • В чем залог нашего успеха?
  • Что вы могли бы сделать для развития компании?
  • Как можно оптимизировать отношения между сотрудниками вашего отдела?
  • Что настораживает вас в поведении коллег?
  • Что бы вы хотели изменить в компании, если бы принимали ключевые решения?
  • По какой причине клиенты (посетители и др.) обращаются именно к нам?
  • Какие элементы имиджа компании вы знаете? Где и когда они используются?
  • Как вы понимаете «деловой стиль» в одежде?
  • Какие события в деятельности компании заслуживают внимания?

Обязательно прислушайтесь к мнению и идеям тех сотрудников, которые уже не один год проработали в компании.

При этом надо смотреть на предложения персонала объективно: наверняка найдутся те, кто при помощи официального документа захочет создать удобные для себя правила поведения.

После получения анкет должен произойти их серьезный анализ. Ведь, как мы уже заметили, сотрудники только тогда будут выполнять предписания Кодекса корпоративного поведения, когда они будут чувствовать в них потребность, видеть их актуальность.

В отдельных случаях по вопросам создания Кодекса придется собирать совещания и организовывать круглые столы.

Разрабатывая Кодекс корпоративного поведения, важно не забыть, что его основная цель – установление правил и норм, которые будут не только ограничивать сотрудников, но и делать их пребывание на работе более комфортным. И если новые правила отрицаются либо игнорируются большей частью коллектива, то разумнее, выяснив причину, поменять или адаптировать эти правила.

Помните: Кодекс корпоративного поведения – это не только регламентация особых случаев: приема важных гостей, празднования годовщины основания компании и т.п. Это еще и повседневный распорядок: телефонные разговоры, использование бланков для рабочей документации, общение между сотрудниками, поведение во время перерывов и пр.

Почему нежелательно отражать все эти правила в трудовом договоре сотрудника?

Дело в том, что трудовой договор призван регулировать индивидуальные условия труда конкретного сотрудника, а создаваемый вами документ будет ориентирован на весь коллектив. Иными словами, Кодекс корпоративного поведения относится к числу локальных нормативных актов, которые регулируют не отдельный случай или конкретное общественное отношение, а повторяющиеся, типичные ситуации и группы отношений в организации, то есть представляют собой правила поведения общего характера.

Для небольшой компании этот документ может показаться необязательным, но если в планах значится увеличение штата и хочется сохранить сложившиеся корпоративные стандарты, то разрабатывать корпоративный Кодекс следует на раннем этапе развития организации. Вообще интересно отметить, что чем крупнее компания, тем сильнее стремление руководства ограничить действия сотрудников определенными рамками.

Более подробно о структуре и содержании Кодекса, о том, в чем состоит разница между Кодексом корпоративного поведения и Правилами внутреннего трудового распорядка, как построить работу по внедрению Кодекса читайте в №9 2015 журнала "Современные технологии документооборота и делопроизводства"

Успех любой организации в конечном итоге определяет ее персонал. Для того чтобы оптимизировать бизнес-процессы, укрепить положительный имидж компании во внешней среде, улучшить взаимодействие между сотрудниками внутри коллектива силами самих сотрудников и нужен Кодекс корпоративного поведения. Вот почему имеет смысл максимально тщательно проработать все вопросы его создания и внедрения – и тогда он станет вашим незаменимым помощником.

Л.В. Французова, практикующий юрист

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на новости

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
      Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»




      Вопрос - ответ

      Отвечаем на Ваши вопросы

      Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
      Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
      Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
      Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
      Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

      PRO Делопроизводство
      Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64197 от 25.12.2015


      E-mail: document@sekretariat.ru

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Всего один шаг - и документ Ваш!

      Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль