text
Секретариат

Жалоба на компанию, нарушающую закон, может расцениваться как нанесение вреда ее деловой репутации

  • 24 марта 2017
  • 31

В соответствии со ст. 33 Конституции РФ, граждане имеют право жаловаться в надзорные органы, если считают, что есть риск нарушения их прав и интересов, охраняемых законом. Но в некоторых обстоятельствах такая жалоба может квалифицироваться как нанесение вреда деловой репутации и стать основанием для требования о защите чести, достоинства или деловой репутации (ст. 152 Гражданского кодекса). Такой спор рассматривался недавно в ВС РФ (Определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 16 февраля 2017 г. № 307-ЭС16-8149).

В адрес Московского антикоррупционного комитета и Межрегиональной общественной организации письмо от 16 апреля 2014 года поступило обращение от компании. В нем содержалась просьба о проведении общественной антикоррупционной проверки в отношении руководства концерна, действия которого расценивались как преступные, совершенные  при исполнении служебных обязанностей. В обращении приводились и примеры инкриминируемых нарушений.

Данные сведения, указанные в жалобе, концерном были сочтены не соответствующими действительности и порочащими его деловую репутацию, концерн направил иск в арбитражный суд.

В первой судебной инстанции в удовлетворении иска концерну было отказано, поскольку указанные в письме сведения имели не порочащий, а оценочный характер. Кроме того, сведения, представленные ответчиком в письме не были ни подтверждены, ни опровергнуты в порядке, установленном законом.

После рассмотрения в суде апелляционной инстанции компанию обязали направить в Московский антикоррупционный комитет и Межрегиональную общественную организацию опровержение. При этом, в решении суда говорилось, что, если сведения, указанные в обращении, не имели подтверждения, это не повод для привлечения в связи  с умалением деловой репутации. В данном контексте такое обращение является реализацией конституционного права.

Дело рассматривалось с переменным успехом в судах всех инстанций, пока не дошло до Верховного суда, который встал на сторону концерна. ВС счел, что в соответствии с п. 1 ст. 152 ГК РФ компания-ответчик обязана  доказать соответствие распространяемых сведений действительности. Истец может лишь подтвердить факт распространения ответчиком таких сведений и то, что они носят порочащий характер.

Письмо, направленное компанией, по мнению Суда, содержало такие сведения, но доказательств при этом представлено не было. Поэтом ВС решил оставить в силе решение апелляционного суда, которым эти сведения были признаны не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию истца.

Читайте в электронном журнале:

Электронный журнал доступен подписчикам, а также бесплатно по демонстрационному доступу. Его оформление не займет у вас много времени.

Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.