ВС не возражает, чтобы компенсации при увольнении по соглашению сторон учитывались в расходах

14 апреля 2017 38

По результатам проверки, проведенной ФНС, компании был доначислен налог на прибыль, пени и штраф на суммы компенсаций при увольнении по соглашению сторон, которые предприятие выплачивало сотрудникам в 2011-2012 годах. Свое решение налоговики обосновали тем, что действующее законодательство не предусматривает  такие выплаты при  расторжении трудового договора по соглашению сторон и, к тому же, они не обусловлены выполнением трудовых обязанностей в рамках трудовых отношений.

В суде первой инстанции, апелляционном и окружном (дело № А40-7941/2015) с решением налоговиков согласились, признав, что спорные выплаты законом не предусматриваются и не были оговорены положениями трудовых договоров. Кроме того, компенсации не направлены на получение прибыли, то есть являются  экономически необоснованными.

Но после рассмотрения дела в судебной коллегии по экономическим спорам ВС (305-КГ16-16457 от 28.03.2017), предыдущие судебные решения были аннулированы. Коллегия указала на представленное компанией объяснение, что увольнение производилось с целью  оптимизации производства и минимизации затрат на персонал. Увольнение  по соглашению сторон и выплаченная сотрудникам зарплата за 5 месяцев были аналогичны тем действиям и выплатам, которые компания произвела бы, сокращая штаты. Но увольнение по соглашению сторон при этом позволило исключить возможные риски, обусловленные сокращением, в том числе оспариванием работниками увольнения и возможным восстановлением их на рабочих местах. Эти места были сокращены сразу же после того, как работники уволились, что позволило получить большую прибыль и уменьшить затраты.

Судебная коллегия сочла, что поскольку процедура увольнения сотрудников является завершающим этапом их вовлечения в деятельность налогоплательщика, компенсации, полученные при этом могут расцениваться как выходное пособие, так и как плата за согласие работников на отказ от трудового договора. Только в случае значительного размера таких выплат, их явного несоответствия стандартному размеру выходного пособия, налогоплательщику необходимо доказать их экономическую оправданность. В законодательном порядке суммы таких выплат не установлены, их размер определяется соглашением сторон. При этом оговоренная сумма может быть экономически обоснованна.

ВС отметил, что для того, чтобы спорные расходы были сочтены экономически оправданными, должна быть установлена цель — не только увольнение работника и сокращение его рабочего места, но и соблюдение баланса интересов работника и работодателя, при котором выплачиваемые суммы позволяют избежать возможной конфликтной ситуации при увольнении. Дело было возвращено на повторное рассмотрение в суд первой инстанции для того, чтобы установить обоснованность выплат. За несколько дней до этого ВС принял аналогичное решение по другому делу, обстоятельства которого были схожими.

Читайте в электронном журнале:

Электронный журнал доступен подписчикам, а также бесплатно по демонстрационному доступу. Его оформление не займет у вас много времени.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на новости

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения» Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
      Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»




      Вопрос - ответ

      Отвечаем на Ваши вопросы

      Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
      Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
      Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
      Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
      Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

      PRO Делопроизводство
      Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64197 от 25.12.2015


      E-mail: document@sekretariat.ru

      
      • Мы в соцсетях
      Всего один шаг - и документ Ваш!

      Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль