Активировать демодоступ

Секретариат

Как избежать речевых ошибок?

6 мая 2016
173
Средний балл: 0 из 5

Вопрос

Так хочется, чтобы все понимали смысл моих высказываний однозначно, не задавая постоянно уточняющих вопросов. Может быть, я допускаю в своей речи ошибки, которые сама не осознаю?

Ответ

Явления, которые порождают коммуникативную неточность речи, это:

  • полисемия и омонимия,
  • паронимия,
  • использование штампов, универсальных слов.

Полисемия (или многозначность) – это наличие у слова не одного, а нескольких связанных между собой по смыслу значений. Омонимия – это существование в языке одинаково звучащих и/или пишущихся слов, имеющих несвязанные по смыслу значения.

Например, слово лицо имеет несколько значений: 1) передняя часть головы человека; 2) характерный облик (лицо нашей фирмы); 3) отдельный человек индивидуум (частное лицо). Слово “лицо” многозначно.

В русском языке есть два слова: стекло (существительное) и стечь (глагол). Форма прошедшего времени среднего рода глагола омонимично существительному в именительном падеже: что-то стекло по склону матовое стекло.

Какая же ошибка подстерегает говорящего или пишущего при употреблении многозначного слова или слова, у которого есть омоним? Объясним на примере:

Утверждение профессора вызвало скандал.

Что вызвало скандал? То, что профессора утвердили, или слова профессора? Контекст не подсказывает нам, в каком значении употреблено здесь многозначное слово утверждение. Такая ошибка называется не снимаемая  контекстом многозначность.

Паронимы – это близкие по звучанию однокоренные слова одной части речи, которые тем не менее имеют разные лексические значения или частично похожи по значению.

Например: гарантированный – гарантийный, оплатить – заплатить, гордыня – гордость.

Ошибка, вызванная заменой одного слова-паронима другим, называется смешением паронимов.

Например: гарантированная мастерская (вместо гарантийная) или оплатить за проезд (вместо оплатить проезд).

 Помочь выбрать нужное слово из ряда паронимов могут словари паронимов.

Притупляют внимание читателя, делают речь неконкретной речевые штампы. Они, как и клише, представляют собой устойчивые выражения: неизгладимое впечатление, поставить вопрос, с позиции здравого смысла, дискуссионная площадка, благодаря мудрой политике руководства партии.

Но штамп в отличие от клише – образное выражение, яркость и  экспрессивность которого со временем поблекли, стерлись.

Штампы обедняют мысль, притупляют интерес к высказыванию. Поэтому использование их в речи, в том числе и деловой, является речевым недостатком.

Неприятное впечатление производит деловое письмо, испещренное штампами:

Уважаемые коллеги!

Ваше предложение о возобновлении сотрудничества вызвало горячее одобрение всего нашего коллектива.

С нетерпением будем ждать возможности сесть с вами за стол переговоров.

Ждем Ваших предложений о дате переговоров.

Одной из разновидностей штампа считаются слова с универсальным, то есть максимально широким, неконкретным значением:

 мероприятие, данный, вопрос, предмет, вышеназванный, нижеследующий, совершил действие.

Злоупотребляя ими, говорящий рискует так ничего и не высказать:

В работе организации имеют место отдельные недостатки, следствием чего стали те чрезвычайные события, свидетелями которых стали представители нашей фирмы.

Беря в руки документ, мы, прежде всего, хотим получить из него конкретную, непротиворечивую информацию. Поэтому точность, недвусмысленность речи – один из важнейших критериев оценки документного текста.  

×
Простите, что прерываем Вас

Все документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем материалам и скачивать любые файлы.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соцсети
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.