Что такое паравербалика?

749

Вопрос

Я часто слышала о вербальном и невербальном общении, а что такое «паравербалика» и какое она имеет отношение к коммуникации?

Ответ

Паравербалика - это интонация, темп, ритм и громкость речи.

Интонация очень важна, так как одни и те же фразы, произнесенные разным тоном воспринимаются иначе, а смысл слов может измениться на противоположный. Интонация – это частота колебания звуковой волны (звуковысотность речи). У человека есть три голосовых регистра (режима звучания): нижний, средний и верхний.

Пример: вы замечали, что когда мы задаем вопрос, тон голоса к концу фразы повышается?

Другая важная характеристика – темп  речи. Он  бывает: медленный, средний, быстрый.

Интересный факт: существует закономерность, что с повышением темпа речи повышается высота голоса.

Говоря о громкости, в общем случае ситуацию можно описать так: когда человек спокоен, он, как правило, разговаривает тихо. Чем выше накал эмоций, тем громче начинает звучать речь. Но бывают исключения, когда сильное чувство, например, ярость, наоборот приводит к тихому (угрожающе-шипящему) голосу.

Теперь на примере трех различных психологических состояний рассмотрим, как меняется голос в зависимости от эмоционального настроя человека.

Состояние беззащитности (потеря контроля над ситуацией) – как ведет себя голос?

Темп речи: быстрый; громкость: почти нулевая; артикуляция: смазанная. Человек лопочет что-то маловразумительное тоненьким голоском. Иногда от страха голос пропадает вовсе или начинает хрипеть и возникает желание откашляться.

Состояние агрессии – владение ситуацией сохраняется, но исчезает контроль над собственным гневом.

Регистр: низкий или средний; темп речи: быстрый; тембр: резкий; громкость: высокая; артикуляция: утрированная. Вариант: часто бывает, когда люди переходят на крик, их голос становится высоким.

Очевидно, что обе рассмотренные выше ситуации недопустимы особенно в деловом общении, но мы привели здесь такое подробное описание для того, чтобы разложить по полочкам составляющие голоса:

  • интонация: высоко-низко;
  • громкость: громко-тихо;
  • темп: быстро-медленно;
  • артикуляция: утрированная-смазанная.

А теперь продолжаем мыслить позитивно: каким же голос должен быть для эффективного взаимодействия с собеседником? В общих чертах: все характеристики средние, но голос должен быть интересным. Что это значит?

  • Темп речи - средний.

Это необходимо для того, чтобы собеседник успевал за ходом мысли, но не старайтесь говорить слишком медленно, иначе собеседнику станет скучно. Кроме того, именно средний темп обеспечивает понятную артикуляцию.

  • Интонация – без скачков, то есть слов, сказанных слишком высоким или слишком низким голосом. НО: не говорите монотонно.

Если вы все время будете разговаривать на одной ноте, то в результате вашего собеседника придется будить. А если серьезно, от вашего ровного голоса собеседник может впасть в трансовое состояние, его внимание рассеется и он перестанет вас понимать. Чтобы удержать внимание собеседника, выделяйте голосом ключевые слова в предложении, расставляйте акценты с помощью интонации и громкости.

Еще один  важный момент – улыбка. О голосе, в который «встроена» улыбка, часто говорят, когда обучают сотрудников Call-центров. В личном общении улыбка также очень помогает наладить контакт.

Улыбка – это естественное природное явление. Здесь, конечно, речь не идет об американском “keeping smile” – деревянный вариант постоянного присутствия улыбки на лице вне зависимости от обстоятельств. Нам нужна настоящая улыбка. Как  же сделать улыбкой истинной? Мы будем учиться вызывать у себя состояние легкой беспричинной радости. Это ощущение всегда живет в теле. Главное – его найти! Попробуем сделать это прямо сейчас!

Упражнение «Солнышко»

Устройтесь поудобнее, почувствуйте опору под собой, закройте глаза и попробуйте найти внутри себя, может быть, в районе груди или солнечного сплетения, внутренний источник радости. Представьте себе, что он, как маленькое солнышко, наполняет вас изнутри ощущением тихой спокойной радости. Сделайте мягкий глубокий вдох, а на выдохе откройте глаза и попробуйте улыбнуться.

Мы надеемся, что у вас прямо сейчас получилось поймать правильное ощущение.

Трудно дать какие-то стандартные рекомендации (они же «волшебные таблетки»), работающие во всех случаях делового общения. Тем более, существуют шаблоны, описанные в пособиях по деловому этикету, которыми пользуются практически в каждой компании. Мы не предлагаем отказаться от их использования. Вместо этого мы призываем к осознанности и применять их с умом. 

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
      Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»




      Вопрос - ответ

      Отвечаем на Ваши вопросы

      Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
      Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
      Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
      Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
      Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

      PRO Делопроизводство
      Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64197 от 25.12.2015


      E-mail: document@sekretariat.ru

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

      Регистрация бесплатная и займет всего минуту!

      После регистрации вы сможете:

      • читать любые статьи по Делопроизводству и Документообороту на нашем сайте
      • бесплатно подписаться на ежедневные новости для секретарей и офис-менеджеров
      • участие в онлайн вебинарах и возможность задавать вопросы экспертам

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Всего один шаг - и документ Ваш!

      Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль