Активировать демодоступ

Секретариат

Как научиться реагировать на критику?

18 мая 2016
45
Средний балл: 0 из 5

Вопрос

Можно ли научиться правильно реагировать на критику или вообще на нее не обращать внимания?

Ответ

Практически каждый человек в течение жизни неоднократно сталкивается с необходимостью воспринимать критические замечания в свой адрес. Труднее всего «сохранить свое лицо» под огнем критики. Даже в том случае если критикующий знает и использует соответствующие этические правила, критика воспринимается достаточно болезненно. Это предопределено объективными особенностями человеческой психологии.  Специалисты утверждают, что примерно 90% людей не  умеют достойно реагировать на критику, замечания и оскорбления.

Секретаря могут критиковать многие люди:

  • руководитель, так как одна из его обязанностей делать замечания и указывать на ошибки в работе;
  • клиенты, исходя из того, что «клиент всегда прав», поэтому часто недоволен и груб;
  • старшие по возрасту, которые просто любят наставлять и поучать;
  • люди, которым свойственно больше обращать внимание на ошибки, чем на достоинства, и делать другим замечания.

В ответ на критику лучше молчать, чем оправдываться и контратаковать, но есть способ более совершенный. Психологи считают, что молчать тогда, когда вас оскорбляют, очень вредно для здоровья, потому что, не отреагировав правильно, вы «глотаете» оскорбления и накапливаете их в себе. Неотреагированные унижения  порождают наши комплексы неполноценности, которые накапливаются как снежный ком.

Причем многие думают, что молчание обезоруживает критика, успокаивает его. На самом деле молчание в ответ на бурные эмоции очень раздражает определенных людей. Реакция на молчание может быть двух видов: «молчание – знак согласия», то есть получается, что мы признали справедливость критики, либо «ты молчишь мне назло». Что очень раздражает  многих людей.

К критике надо относиться, как к неизбежному злу человеческого общения – спокойно и мудро. А можно даже извлечь некоторую пользу, учитывая пословицу: «Никто нас так не учит, как наши враги». Исходя из этого, следует порекомендовать некоторые правила восприятия критики, пропуская которые через собственное сознание, можно снизить остроту рассматриваемой проблемы.

Всегда следует помнить, что:

  • нет бесполезной критики, она является формой помощи в решении возникающих ситуаций;
  • необходимо деловое восприятие критики вне зависимости от того, кто критикует и в какой форме;
  • центральный принцип восприятия критики – «все, что я делаю, я могла бы делать лучше»;
  • наиболее ценная критика направлена на несовершенство того, что кажется нормальным;
  • отсутствие критики – это показатель пренебрежения или неверия в способность  ее нормального восприятия;
  • критика позволяет выяснить отношение критикующего к вам;
  • необходимо поддержать попытку критикующего конструктивно разобраться в деле, даже если он ошибается.

Многие специалисты считают, что есть только один метод достойного реагирования на критику. Метод «Согласись или проиграешь». Суть этого метода в том, что надо согласиться с тем, что справедливо, а на остальное не реагировать.

Например, вам сказали: «Вечно вы опаздываете». Достойный ответ: «Да, сегодня я опоздала». Причем, фраза должна начинаться с «Да». Критик будет доволен, если мы признаем справедливость его слов, и надолго отстанет с последующими замечаниями в наш адрес. Вы можете просто согласиться с его словами, сделав вид, что решили работать над выявленной им проблемой, а затем оставить все как есть. Наиболее раздражающе действует словесное сопротивление.

Кроме того, в конфликтологии есть метод погашения конфликта «дайте возможность партнеру выговориться». В соответствии с этим методом не нужно возражать, например «Не кричите на меня, пожалуйста», т.е. пытаться перекрыть клапан «кипящего котла». Лучше использовать детский прием: «Извините, я больше так не буду». Этот прием безукоризненно срабатывает применительно к агрессивному начальнику, который ожидал возражений с вашей стороны, а такая реакция обезоруживает его гнев.  Однако не советуем часто извиняться, если в этом нет особой необходимости. Извиняющийся человек не выглядит уверенным в себе.

«Высший пилотаж» в искусстве реагирования перевод критики в достоинство. Ответ опять начните с «Да». В ответ на замечания в свой адрес, скажите, например, следующее: «Да, вы вправе так думать. Если вы мне делаете замечание, значит, вы за мной наблюдаете, значит, моя работа вам интересна…». Или в ответ на замечание: «Вы всегда со мной спорите». Скажите: «Да, в разговоре с вами удается докопаться до истины».

Предлагаем вам еще три правила, которые следует соблюдать при любом способе ответа на любой тип критики.

Спокойствие, только спокойствие. Тон голоса при ответе на критику должен быть спокойным, доброжелательным и заинтересованным. Ехидный, агрессивный или раздраженный тон может все испортить.

Считайте слова. Ответ должен быть предельно кратким. Примерно 5 слов и ни одного лишнего, иначе только подольете масла в огонь. Не следует говорить «Да… но», так как «но» означает «нет» и вызывает очередную волну критики. И краткость нужна именно для того, чтобы не дать критику нового повода для замечаний, чтобы он не мог «зацепиться» за ваши же слова.

Не спешите с ответом. Не следует сразу отвечать на риторические вопросы, такие как эти: «Что вы себе позволяете?», «Вы что, с Луны свалились (белены объелись, не с той ноги встали и т.д.)?». На эти коварные вопросы нет достойного ответа. Критик торжествующе сверлит вас взглядом и ждет вашей униженной реакции. Спокойно и доброжелательно спросите: «Вас это действительно интересует?». Установлено, что примерно в 70% случаев критик скажет: «Нет, не интересует», почувствовав некорректность своего риторического вопроса. Значит, вам не надо ничего отвечать. Но если он скажет: «Да, интересует», коротко ответьте в соответствии со смыслом вопроса. Например, на вопрос «Вы что, с Луны свалились», ответьте «Нет, я землянин».

×
Простите, что прерываем Вас

Все документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем материалам и скачивать любые файлы.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соцсети
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.