Законно ли уволить полностью нетрудоспособного сотрудника?

5

Вопрос

Сотрудник компании несколько месяцев находился в состоянии временной нетрудоспособности, а потом был признан полностью нетрудоспособным. В кадровой службе потребовали от него написать заявление об увольнении и приложить справку об инвалидности. Не противоречит ли это требование законодательству?

Ответ

Думается, что такие процедуры увольнения со стороны работодателя противоречат законодательству о труде.

Во-первых, требовать от работника написать заявление об увольнении в кадровой службе не имеют права, т.к. увольнение по собственному желанию – добровольное желание работника. Такое решение он не может принимать по намеку или требованию со стороны работодателя. Иначе речь будет уже идти об увольнении по инициативе работодателя, а не работника.

Во-вторых, в отношении работников, которые сообщили работодателю о своих проблемах со здоровьем, предусмотрены особые процедуры взаимодействия, которые изложены в ст.73 Трудового кодекса Российской Федерации.

Работника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном законом порядке, с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья.

Если работник, нуждающийся в соответствии с медицинским заключением во временном переводе на другую работу на срок до четырех месяцев, отказывается от перевода либо соответствующая работа у работодателя отсутствует, то работодатель обязан на весь указанный в медицинском заключении срок отстранить работника от работы с сохранением места работы (должности). В период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Если в соответствии с медицинским заключением работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается не по собственному желанию, а в соответствии с пунктом 8 части первой статьи 77 ТК РФ.

Выше мы изложили процедуры построения взаимоотношения с работников в случае, когда инвалидность позволяет ему, по мнению медиков, работать.

Если же работник был признан полностью неспособным к трудовой деятельности (что должно быть оговорено в индивидуальной программе реабилитации инвалида), то прекращение трудового договора осуществляется в соответствии с п. 5 ч. первой ст. 83 ТК РФ. И для оформления увольнения закон никаких заявлений со стороны работника не требует. Основанием для издания приказа (распоряжения) о прекращении трудового договора является справка об установлении инвалидности и индивидуальная программа реабилитации инвалида (с обоих документов следует сделать копии и вложить в личное дело работника).

Работнику положено в обязательном порядке выплатить в последний день работы еще и выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ч. третью ст. 178 ТК РФ).

Важно, что при увольнении такого работника работодатель не вправе производить удержание из зарплаты за неотработанные дни отпуска, если он уходит до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск (ч. первая ст. 137 ТК РФ). 



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Рассылка




Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

Регистрация бесплатная и займет всего минуту!

После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи по Делопроизводству и Документообороту на нашем сайте
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости для секретарей и офис-менеджеров
  • участие в онлайн вебинарах и возможность задавать вопросы экспертам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль