Как достойно выступать перед аудиторией?

122

Вопрос

Как достойно выглядеть во время выступлений ведь это так страшно – быть на виду у всех? На что, в первую очередь, обращает внимание аудитория, рассматривая выступающего?

Ответ

В первую очередь аудитория воспринимает то, как выглядит оратор, потому что на первом месте у человека стоит визуальное восприятие, на втором – аудиальное, то есть то, как звучит ваш голос, и, наконец, только на третьем месте находится логическое восприятие того, что именно вы говорите.

  Что это значит? В первую очередь люди обращают внимание на следующие основные моменты:

  • походка,
  • поза и жесты,
  • мимика,
  • звучание голоса, дикция, темп речи.

Остановимся теперь на каждом из вышеперечисленных моментов.

Походка

Любое публичное выступление начинается тогда, когда оратор впервые попадает в фокус внимания публики, а это происходит гораздо раньше, чем он или она скажет первое слово. Очень важно то, как оратор идет к месту выступления. Чем увереннее и спокойнее походка, тем лучшее впечатление выступающий производит на публику. Кроме того, здесь существует еще один важный с психологической точки зрения момент: если вы все еще волнуетесь выходя на аудиторию, то «успокаивая» свою походку, вы «успокаиваете» свою психику. Так работает принцип обратной связи.

Совет № 1: для того чтобы походка была более уверенной, полезно помнить следующее. У человека, как правило, две основных зоны, где проявляется мышечное напряжение: это плечевой пояс и область таза. Чтобы расслабить плечи, можно использовать два упражнения.

Первое – «Шинель» (представьте, что у вас на плечах тяжелая генеральская шинель); второе – «Серебряная нить» (представьте, что у вас к макушке привязана тонкая серебряная нить, которая мягко, но настойчиво тянет вас вверх). Плечи при этом  автоматически опускаются, голова поднимается, позвоночник вытягивается.  Можно сочетать первое со вторым.

Совет № 2: для того чтобы снять напряжение с тазового сегмента, мы рекомендуем обращать внимание на стопы, потому что если расслаблять непосредственно область таза, походка может стать не свободной, а «вихляющей», но это не тот результат, которого мы стремимся достичь. Следовательно, лучше сконцентрироваться на том, какие ощущения возникают в ступнях во время движения и «чувствовать пол» (ощущать поверхность, по которой вы идете и четко представлять себе то место на полу, которого в следующую секунду коснется ваша подошва). Это позволит снять избыточное напряжение со всей нижней половины тела в целом.

Поза и жесты

Во время выступления важно сохранять свободную позу. Как этого добиться? Время от времени можно «сканировать» положение собственного тела, находить напряженные участки и расслаблять их. Очень важно научиться делать это быстро, так как, надолго погружаясь вниманием в собственные ощущения, мы рискуем сбиться с мысли и вследствие этого потерять контакт с аудиторией. Поэтому давайте попробуем потренироваться прямо сейчас.

Упражнение:

  1. Зафиксируйте любую позу, в которой вы сейчас находитесь и замрите в ней.
  2. Почувствуйте всю форму вашего тела. Для этого:
  • почувствуйте правую ногу: как она согнута, как она опирается на пол, почувствуйте положение левой ноги как она согнута и опирается на пол, почувствуйте положение двух ног одновременно; 
  • почувствуйте положение корпуса, плеч;
  • ощутите положение всего тела;
  • ощутите положение правой руки, правой кисти, левой руки, левой кисти;
  • положение шеи и головы.

Теперь  прочувствуйте все тело: ноги, бедра, корпус, руки, шея, голова…

  1. Ощутите процесс смены позы: медленно и плавно поменяйте положение ваших ног, ощущая, как работает ваше тело.

  Важно научиться вызывать это состояние тогда, когда необходимо. Это позволит сохранять спокойные и уверенные движения, находясь на публике.

Теперь мы коснемся основных моментов, связанных с жестикуляцией.

Прежде всего, следует упомянуть о том, что жесты должны быть открытыми, то есть не должно быть перекрещенных рук (или ног), не следует помещать руки в карманы или держать за спиной и т. д. 

Во время публичного выступления жесты должны быть достаточно широкими, а движения – крупными с хорошей амплитудой. При этом, чем больше помещение, где проходит  публичное выступление, тем шире должны быть жесты. Прежде всего, это необходимо для того, чтобы слушателям были хорошо видны ваши движения, потому что основная цель любого жеста – помочь  в восприятии информации.

Кроме того, по этой же причине при жестикуляции руки должны находиться на уровне пояса и выше.

Многие про это хорошо знают, но часто эта информация просто забывается, потому что во время выступления человек в большей степени сосредотачивается на том, что и как он говорит, а то, как ведет себя тело, просто ускользает из вида.

Совет № 3: важно отследить, какие жесты являются для вас привычными. Ведь когда человек волнуется, он автоматически использует привычные для него позы и жесты. Для того чтобы выяснить, какие жесты и движения являются привычными для вас, нужно просто уделить этому некоторое время.

Попробуйте сделать упражнение, которое называется «Тысяча Камер». Представьте себе, что вас одновременно снимает 1 000 камер, постоянно и с разных ракурсов. Попробуйте просуществовать в таком состоянии максимально возможное время (например, в течение одного дня). В это время можно заниматься своими обычными делами, взаимодействовать с окружающими людьми и т. д. Мы более чем уверены, что вы сможете узнать о себе много нового!

Мимика

Когда мы выступаем перед аудиторией, выражение лица должно быть доброжелательным и излучать готовность к общению. Здесь полезно помнить два основных момента:

Первое – слушатели очень легко распознают фальшь, поэтому любому оратору полезно научиться вызывать в себе искреннюю симпатию к аудитории.

Второе  – лицо должно быть расслабленным. Это необходимо для того, чтобы уметь показать слушателям свое искреннее и доброжелательное отношение. 

Выступая перед публикой очень важно поддерживать постоянный зрительный контакт, это позволит создать доброжелательную и теплую атмосферу доверия. Не зря говорят, что глаза – зеркало души. Действительно, первое, на что мы обращаем внимание при любом контакте с людьми, – это взгляд.

Существует несколько ошибок, которые часто совершают ораторы:

  • Выступающий выбирает одного слушателя, смотрит только на него и, по сути, общается с единственным человеком в аудитории. Остальные в это время могут почувствовать себя просто лишними. И это вызовет соответствующую реакцию, а именно: апатия, потеря интереса либо агрессивные вопросы.
  • Не «сверлите» всех слушателей взглядом, научитесь «мягко прикасаться глазами» к каждому из присутствующих в аудитории. (Если помещение очень большое, а слушателей слишком много, можно разделить зал на несколько секторов и периодически последовательно переводить взгляд от одного сектора к другому).
  • Неприятное впечатление производит «бегающий» взгляд. Не смотрите ни в пол, ни в потолок, ни в сторону во время своего публичного выступления. Люди не доверяют человеку, который не может посмотреть прямо в глаза.

Совет № 4: если вам трудно смотреть прямо в глаза одному или нескольким людям, можно смотреть в область на лбу, расположенную между бровей. Как правило, слушатель не в состоянии точно определить, куда конкретно направлен взгляд оратора: строго в глаза или в середину лба.  

Кроме того, поддерживая зрительный контакт с аудиторией, вы можете получить неоценимо важную информацию о том, как слушатели воспринимают вас, и то, что вы им сообщаете.

Совет № 5: очень хорошо, когда во время выступления вы улыбаетесь. Доброжелательной улыбкой вы располагаете аудиторию к себе. Кроме того, ваше лицо становится в этот момент красивее. Но улыбайтесь только тогда, когда вам на самом деле хочется улыбнуться. Привлекательна лишь искренняя улыбка. Выражение вашего лица должно соответствовать тому, что вы говорите: например, не смейтесь, говоря о серьезном.

Звучание голоса, дикция, темп речи

  То, как нас воспринимают окружающие, во многом зависит от того, как звучит наш голос. Голос – это визитная карточка человека. Голос не должен «царапать» или быть слишком мягким и усыпляющим, с другой стороны – он не должен звучать слишком громко и агрессивно.

Возникает вопрос: каким же он должен быть?

Оптимальное звучание голоса, по нашему мнению, должно быть, с одной стороны, свободным и естественным, а другой стороны, голос должен быть гибким и подвижным, чтобы выражать эмоции, которые вы хотите передать.

Например, о грустных и серьезных событиях следует сообщать более тихим,  грудным голосом, а о веселых и радостных – более высоким и звенящим.

Если это так, то голос становится неоценимым помощником оратору в донесении информации до слушателей и в налаживании контакта с аудиторией.

Существует множество методик для постановки голоса, как речевого, так и певческого. В рамках данной статьи мы остановимся на нескольких  практических моментах, которые реально помогут улучшить ваш голос.

Совет № 6: в основе красивого звучания голоса лежит дыхание. Правильное дыхание – это среднереберное диафрагмальное дыхание, когда на вдохе живот надувается, а грудь и плечи остаются на месте. Для того чтобы сделать свой голос более певучим, очень полезно время от времени что-то напевать, лучше это делать ежедневно. При этом важно отслеживать то, как именно вы дышите: «плечами» или «диафрагмой».

Совет № 7: первостепенное значение для любого оратора имеет дикция. Как известно, дикция улучшается с помощью скороговорок. Если вы хотите повысить качество своей речи, старайтесь выбирать самые трудные и «неудобные» для вас скороговорки. Кроме того, полезно проговаривать скороговорки с закрытым ртом: губы сомкнуты и расслаблены, но при этом челюсти, язык и гортань работают в усиленном режиме. Через некоторое время и вы сами, и окружающие вас начнут понимать, какие именно слова вы произносите, говоря с закрытым ртом.

Совет № 8: если идея со скороговорками вам по каким-то причинам не подходит или не нравится, можно просто читать вслух тексты различной направленности. Это тоже поможет улучшить как само звучание голоса, так и качество артикуляции.

Кроме того, впечатление, которое производит на слушателей наш голос, во многом зависит от того, с какой скоростью мы говорим.  Человек, который говорит слишком медленно, воспринимается как тугодум и раздражает, а быстрая речь приписывается легкомысленным болтунам или просто невнимательным людям. Очень полезно научиться управлять темпом своей речи. Старайтесь говорить четко и понятно, так, чтобы было слышно каждому из присутствующих. Важно помнить о том, что время для оратора и для слушателей течет по-разному. Когда оратор волнуется, темп его речи начинает ускоряться. За этим стоит часто неосознаваемое желание поскорее закончить свое выступление и «уйти с трибуны». Поэтому он начинает «тараторить», в то время как самому оратору кажется, что он говорит в нормальном темпе. А для слушателей, которые пребывают в более спокойном эмоциональном состоянии, его речь становится абсолютно непонятной.

Совет № 9: перед выступлением попробуйте поговорить с кем-либо (или с самим собой) в нарочито замедленном темпе. Речевой аппарат перестроится, а во время выступления, когда возникнет желание ускорить темп речи, это поможет вам найти золотую середину.

Надеемся, что наши советы помогут вам сделать свое выступление более ярким и запоминающимся.



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Рассылка




Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

Регистрация бесплатная и займет всего минуту!

После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи по Делопроизводству и Документообороту на нашем сайте
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости для секретарей и офис-менеджеров
  • участие в онлайн вебинарах и возможность задавать вопросы экспертам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль