Каким должен быть голос секретаря?

299

Вопрос

Неоднократно читала деловых изданиях, и слышала от руководителя, что секретарь – лицо компании, а голос секретаря – ее визитная карточка. А каким должен быть этот голос? Существуют ли какие-нибудь профессиональные требования к нему?

Ответ

Набирая телефонный номер компании, в большинстве случаев мы попадаем именно к секретарю и уже в первые секунды беседы составляем впечатление о нем, а значит, и о корпоративной культуре фирмы, с представителем которой мы общаемся. Естественно, что при телефонном разговоре, когда зрительные каналы восприятия не задействованы, голос секретаря приобретает особое значение.

Если мы слышим на другом конце провода голос, обладающий красивым тембром, богатством интонационных красок, широким диапазоном звучания, то испытываем чувство удовлетворения от общения с приятным собеседником. По закону обратной связи у нас возникает чувство уважения и благодарности к нему. И совершенно противоположную реакцию вызывает голос человека, пронизанный нотами раздражения (потрескивающий, словно старый радиоприемник, или повизгивающий, как несмазанные петли форточки).


О секретаре руководителя читайте подробнее здесь.


При встрече с секретарем в офисе наше внимание переключается на зрительное восприятие, и голос как будто отходит на второй план, но не теряет при этом своего значения в оценке собеседника и в восприятии необходимой информации.

Каким требованиям должен отвечать голос секретаря?

Психологи утверждают, что эффективность коммуникации обеспечивают на 55% визуальные представления, связанные с внешним видом, выразительностью поз, мимики, жестов говорящего, 38% – качество голоса с его модулированностью, использованием пауз, четкостью и акцентностью речи и лишь 7% определяется семантикой слов, которые произносятся. Только голос обеспечивает слышимость произносимого, именно с его помощью мы наполняем слова чувствами.

Увеличивая или уменьшая силу голоса, изменяя темп речи и краски тембра, мы выражаем мысль, отделяя звучанием главное от второстепенного и создавая мелодические рисунки предложений и других словесных конструкций.

Голос секретаря – это инструмент, помогающий донести мысль и чувство до собеседника. И не только донести, но и "заразить" его этой “эмоциональной мыслью”. Чтобы легко выполнять свои функции, этот инструмент должен отвечать определенным требованиям.

Конечно, он должен обладать выносливостью. Ведь голосо-речевой аппарат секретаря подвержен серьезным нагрузкам. Два-три часа непрерывного разговора могут привести к першению в горле, откашливанию.

Голос становится глуше, не способен выразить мысль и чувство говорящего. Как стираются без масла части двигателя, так и голосовые связки при интенсивном использовании у нетренированного человека “изнашиваются” и дело может дойти до операционного вмешательства.

Голос должен быть гибким. При этом он охватывает максимальный объем звучания от привычных средних до возможных низких и высоких тонов.


О профстандартах секретаря читайте подробнее здесь.


Монотонный голос слаб и невыразителен. Из-за этого сокращается информационный ресурс. Слушая "прямой как палка" голос, собеседник быстро утомляется и отключает свое внимание от происходящего.

Он должен быть сильным. Что есть “сила звука”? Это мощь звуковой волны, которая рождается от амплитуды колебания голосовых связок. Нужен ли секретарю сильный голос? Конечно, ведь современный секретарь выполняет многие административные функции и далеко не всегда в тиши офиса. Кроме того, сила звука неверно ассоциируется исключительно с громкостью. Сила звука – это сила убеждения, помноженная на силу звучания, при обязательном мягком, ненадрывном и ненапряженном звучании.

Голос человека очень хрупок. Если вам приходится ежедневно говорить по нескольку часов и при этом звучание вашего голоса не освобождено от мышечных зажимов (сдавленный голос), начинает болеть шея, появляется “першинка” в горле – это означает, что с вашим профессиональным инструментом не все в порядке и им следует заняться срочно и всерьез.

Вот самые распространенные голосо-речевые недостатки:

  • Однотонность речи чаще всего связана с неумением различать высотные изменения голоса и пользоваться ими.

Она может быть вызвана и природной тембральной бедностью голоса.

  • Голос вялый, прерывается ("падает").

Причиной может быть нетренированное дыхание, а также вялость голосовых связок.

  • Голос не выходит из ротовой полости, как бы "гудит" за зубами, что часто зависит от плохой артикуляции (нечеткого произношения), вялого речевого аппарата и зажатой нижней челюсти.
  • Голос звучит высоко или низко и как бы “проваливается” в середине, в нем нет плавных переходов от нижних нот к верхним, и наоборот.

Это может зависеть от неумения пользоваться средним регистром, а иногда и от возрастных особенностей.

  • В голосе отсутствует сила, человек напрягается, кричит, но звук не летит, в нем нет объема.

Это, как правило, вызвано нетренированным дыханием и неумением пользоваться резонаторами. Пожалуй, это самый распространенный недостаток. Особенно у женщин.

  • Голос гнусавый и “горлит”.

Это часто объясняется вялостью небной занавески и малоподвижным языком.

Есть ряд специальных упражнений, которые помогут вам привести звучание в порядок – “освободить” и “поставить” голос (”поставить” – это не значит “изменить его до неузнаваемости”, ваша задача – раскрыть возможности природного голоса). Конечно, работать над голосом желательно под руководством специалиста. Но и в отсутствие такового, выполняя простейшие упражнения, можно существенно улучшить качество звучания.

Вот одно из таких упражнений:

Вообразите, что вы пришли уставшие после работы домой, чуть побаливает горло. Ваши действия: тело мягкое, спину держите прямо, голову не запрокидывайте. Возникла потребность “постонать” (не “помычать”!) и вы стонете. Легко, будто зовете кого-то. Например, стонете на звуках “М” или “Н”. Не надо кряхтеть! Звук свободно проходит горло (там “водосточная труба”), поднимается вверх, в макушку и пробивает лоб, нос, зубы. Щекотно губам. Волна звука свободно улетает от вас. Стон – свободный, тянущийся, монотонный. Подключайте к согласному “М” гласные звуки “А, О, У, Э, И, Ы”. МамммМомммМэмммм….. Произносите гласные мягко, без толчков, слегка приоткрывая рот и сейчас же закрывая для продолжения стона…


О карьере секретаря читайте подробнее здесь.


Разумеется, обойтись одним единственным упражнением невозможно. Голос требует бережного к себе отношения и развития своих качеств в целом комплексе упражнений – голосо-речевом тренинге.

Для тех, кто пока не имеет возможности пройти такое обучение, ряд советов:

  • Голос просыпается позже всего организма. Не стоит подвергать его нагрузкам с раннего утра.
  • На звучание отрицательно влияют такие заболевания, как тонзиллит, болезнь носоглотки, гайморит, воспаление щитовидной железы и т. п. Закаляйтесь!
  • Огромное значение имеет для голоса режим питания. Звучание меняется кардинально после обильного стола с жирной пищей. Затрудняется дыхание и автоматически меняется звук. Голос становится усталым и невыразительным.
  • На качество звучания голоса отрицательно влияет наша раздражительность. Будьте доброжелательны!

Относитесь внимательнее к своему голосу – чудесному дару, который дан человеку! 

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
      Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»




      Вопрос - ответ

      Отвечаем на Ваши вопросы

      Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
      Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
      Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
      Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
      Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

      PRO Делопроизводство
      Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64197 от 25.12.2015


      E-mail: document@sekretariat.ru

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

      Регистрация бесплатная и займет всего минуту!

      После регистрации вы сможете:

      • читать любые статьи по Делопроизводству и Документообороту на нашем сайте
      • бесплатно подписаться на ежедневные новости для секретарей и офис-менеджеров
      • участие в онлайн вебинарах и возможность задавать вопросы экспертам

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Всего один шаг - и документ Ваш!

      Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль