Что такое тест на IQ?

30

Вопрос

При приеме на работу мне предложили прой ти тест на IQ. Я этого немного опасаюсь. Что же такое тест на IQ?

Ответ

Термин современной психологии «коэффициент интеллекта» приобрёл действительно широкую известность, а тесты на IQ стали инструментом прикладной психологии, который используется довольно часто: в школах и высших учебных заведениях при определении возможностей учащихся, при приеме на работу.

Развитие стандартизированных тестов интеллекта началось с работы Альфреда Бине в начале ХХ в. во Франции. Тесты Бине оказались очень успешными и в скором времени были взяты на вооружение английскими и американскими психологами. Результаты тестов были закреплены в одном понятии - "коэффициент интеллекта" или IQ (Intellect Quota).

Что же такое интеллект? Обычно под ним подразумевают общую для всех людей индивидуальную психическую способность нервной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью.

Что именно измеряют тесты на IQ? В выпущенной в 1988 г. книге Шнайдермана и Ротмана «Споры вокруг IQ» приведены результаты опроса более 600 специалистов во всех областях психологии. Авторы констатируют единодушие в мнениях опрошенных, которые в общей массе своей считают, что тесты измеряют:

  • "способность мыслить абстрактно, рассуждать"  - (99,3%  экспертов);                
  • "способность к решению задач" (97,7%);
  • "способность приобретать знания" (96%).

В данном случае специалист мог выбрать не одно определение, а все, с которыми он согласен.

Исторически IQ рассчитывался как отношение умственного возраста (числа правильных ответов, данных индивидом) и хронологического возраста (числа правильных ответов в среднем, характерных для данного возраста), умноженное на 100.

Методика продолжает совершенствоваться. В наше время в психодиагностической практике используется уже четвертая редакция шкалы, но шкала остается 100-балльной со стандартным отклонением 15: те, y кoгo кoэффициeнт интeллeкта располагается мeждy 85 и 115, oтнocятcя к людям co cpeдним интeллeктом. Te, y кoгo oн нижe 85, oблaдaют низким интeллeктом, a тe, кто пoкaзaл peзyльтaты вышe 115, имeют выcoкий интеллект.

Например, IQ Арнольда Шварценеггера равен 100, Сильвестра Сталлоне - 141.

IQ свидетельствует скорее о скорости мыслительных процессов, а не об умении мыслить или об оригинальности мышления.

Среди величайших мыслителей было немало «тугодумов», например, Альберт Эйнштейн. Следует отметить и то, что, как показали исследования, выдающихся успехов в науке, искусстве, бизнесе и политике зачастую достигают те люди, у которых средний IQ, в то время как те, у кого высокий коэффициент интеллекта, могут особых успехов не добиться и оказаться беспомощными в решении житейских проблем.

Тесты Айзенка

Наиболее известны и апробированы тесты Ганса Юргена Aйзeнкa. Каждый его тест представляет coбoй нaбop paзличныx зaдaч (из 40 вoпpocoв). Иcпытyeмый дoлжeн peшить иx зa 30 минyт. Тесты предназначены для грамотного человека в возрасте от 18 до 60 лет, у которого за плечами курс средней школы. Система вопросов разработана таким образом, чтобы выявить способности личности решать проблемы и понимать общие положения, для чего необходимы логическое мышление, понимание взаимосвязей между предметами и явлениями, способность накапливать и использовать информацию.

В вопросах используется текстовый, цифровой и графический материал в сочетании с различными способами формулировки заданий. Они могут быть сгруппированы по категориям: на пространственные представления, математические и языковые способности, возможности памяти.

Тот, кто, к примеру, хорошо справляется с заданиями на текстовом материале, но гораздо хуже решает численные задачи, при тестировании не получит никаких преимуществ.

 C помощью тестов нa уровень интеллекта можно узнать о себе нечто новое. Проверьте cвoи способности! Именно так и называется сборник тестов Г. Айзенка. И действительно, за рубежом этот сборник привлек к себе самое пристальное внимание, став бестселлером.

На что следует обратить внимание при решении теста на IQ

В процессе решения задач у вас может возникнуть чувство досады, нетерпения, желание бросить "заниматься пустяками", может появиться, как признает и сам Г. Айзенк, раздражение против составителя задач. Но при успехе вдруг все сменяется чудесным чувством радости. А успех чаще всего приходит неожиданно, как своего рода озарение. Человек просматривает только что решенную задачу и видит, что "ларчик просто открывался": он не только удивляется этому, но и вновь переживает радость открытия.

Тестовое задание может быть изложено несколькими способами.

Первый способ состоит в том, что дается задание и предлагаются несколько вариантов решений. Причем, все решения, кроме одного, - ложные. Существует другой тип заданий, при котором испытуемому не дают заведомо неверных решений, а предлагают самостоятельно найти правильный ответ. Такие задания называют "открытыми". Предусматривается несколько степеней "открытости". Еще одним вариантом являются задания, для которых единственного решения вообще не существует, и от испытуемого ждут, чтобы он за отведенный промежуток времени дал максимальное количество решений.

Проблема альтернативных решений

При составлении открытых заданий делается несколько предположений, о которых не говорится вслух, но которые, тем не менее, очевидны. Одно из таких молчаливых условий заключается в том, что в процессе решения должна быть использована вся информация, содержащаяся в условии задачи. Решение, которое учитывает всю информацию, следует предпочесть тем решениям, которые принимают в расчет лишь ее часть.

По-видимому, мы сумеем лучше разобраться в существе дела, рассмотрев те задачи, которые допускают несколько решений. Приведем пример открытого задания.

Карлик живет на двадцатом этаже небоскреба. Каждое утро, идя на работу, он входит в лифт, нажимает кнопку и спускается на первый этаж. Вечером, возвращаясь с работы, он входит в лифт, нажимает кнопку, поднимается на десятый этаж, а остальной путь проделывает пешком. Почему он не поднимается в лифте на двадцатый этаж?

Наиболее часты такие ответы. "Он поступает так ради физической нагрузки"."Он сбрасывает лишний вес". "Он навещает друга или приятельницу на десятом этаже".

Все эти ответы, как и многие другие, вполне правдоподобны; но почему же тогда все они неверны, а правилен только один ответ: "Карлик может дотянуться лишь до кнопки десятого этажа"? Дело в том, что в приведенных ответах не использованы все условия задачи: эти ответы с равным успехом могут относиться и к великану, и к карлику. А следует обязательно учесть, что речь идет о карлике, иначе зачем же было сообщать такую подробность? Это задание показывает, почему из многих более или менее правильных ответов (они учитывают часть условий задания) верен только один ответ.

Рассмотрим другое задание: "Исключите лишнее слово":

Даны названия пяти городов - нужно указать одно лишнее: Панама, Лондон, Дулут, Кембридж, Эдзэлл. Каждое из этих слов можно считать лишним по разным причинам. Эдзэлл - единственный город, расположенный к востоку от Гринвича. Панама - единственное слово, где за каждой согласной идет гласная. Кембридж - название двух городов по обе стороны Атлантики, в которых расположены знаменитые университеты. Существует очень много признаков, по которым можно выделить один город и считать его лишним. И все же правильный ответ не вызовет возражений у большинства людей: лишнее слово - Кембридж, потому что во всех остальных словах лишь одна несколько раз повторяющаяся гласная буква, а в слове Кембридж две разные гласные буквы.

Почему это решение "лучше" всех остальных? Факт, что в четырех названиях из пяти имеется лишь один повторяющийся гласный звук, не может быть случайным. Значит, и города были подобраны специально. Ответ, который мы признали единственно правильным, исходит из той информации задания, которая не была принята в расчет во всех других вариантах решения.

В тестах присутствует игровая ситуация. Взыскательные и дотошные люди часто знают, какое решение является правильным, но продолжают поиски другого решения, чтобы посрамить составителя теста (правда, такое отношение, как правило, меняется, когда тестирование напрямую затрагивает судьбу испытуемого - например, является составной частью экзаменационной процедуры: тогда даже придирчивые и самонадеянные люди чаще готовы  удовлетвориться обычными ответами). Они рассматривают тест как поединок, в котором сумеют доказать свое превосходство, если найдут правильный ответ, не предусмотренный составителем. Это делает процедуру тестирования экспериментальной ситуацией, в которой, независимо от результатов как таковых, можно увидеть многое из того, что характеризует психологические особенности человека. Проявляются такие качества, как собранность и настойчивость -  или их отсутствие.

Даже если человек быстро соображает и достаточно настойчив, он может оказаться несобранным, склонным к поспешным решениям и неметодичным. Он хватается за первую же идею, пришедшую ему в голову, не давая себе труда проверить, правильно ли полученное решение. Плохая работа "детектора ошибок" приводит к очень низким результатам тестирования так же неотвратимо, как и недостаточная скорость мышления и отсутствие настойчивости. Имеются веские доказательства того, что люди с оригинальным, творческим мышлением, которые хорошо выполняют "открытые" задания, склонны допускать много ошибок "по небрежности",  при выполнении "закрытых" заданий.

При решении многих типов тестовых заданий вырабатывается некоторый навык. Учитывая это обстоятельство, простые задания постепенно усложняются. При этом проверяется способность человека применить навыки, выработанные при решении более легких заданий, к решению более трудных. Задания тестов не следует вырывать из контекста. Задачи, стоящие в начале теста, могут быть важны и для решения последующих. Тест представляет собою нечто цельное, и его нельзя произвольно разбивать на части.

Очень правильно и полезно прочесть тестовое задание полностью, а уже потом начать выполнять его. Тест, который вы приняли за исследование интеллекта, может оказаться направленным на выявление иных качеств.

Практика показывает, что при решении тестовых заданий сказывается эффект тренировки. Разница между результатами, показанными на первом и на пятом тестах, может достигать 10 очков (после пятого тестирования прироста уже практически нет; даже после третьего он очень мал). Наибольшее увеличение IQ наблюдается между первым и третьим тестами.

Как показали последние исследования, современный человек почти не использует свой умственный потенциал полностью. Почти 95 % своего времени люди тратят на фантазии, воспоминания, эмоциональные переживания текущих событий, решение бытовых проблем. Следствием этого стали невнимательность, рассеянность, забывчивость, снизилась сообразительность и обеднела лексика. Почему так происходит? Появилось множество пустой и ненужной информации, которая совсем не способствует развитию интеллекта. Информационный спам легок для восприятия, а его невероятное количество, внезапно обрушившееся на наши головы, просто не оставляет шанса спастись! В результате - неумение и нежелание думать, атрофия того, что мы называем в быту "серым веществом мозга", а это влечет за собой неудачу в делах, от чего люди впадают в уныние и депрессию.

Поэтому время от времени решайте задачи тестов, проверяйте себя! Это действительно полезно и поможет держать ваш мозг во всеоружии в любой ситуации!

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
      Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»




      Вопрос - ответ

      Отвечаем на Ваши вопросы

      Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
      Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
      Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
      Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
      Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

      PRO Делопроизводство
      Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64197 от 25.12.2015


      E-mail: document@sekretariat.ru

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

      Регистрация бесплатная и займет всего минуту!

      После регистрации вы сможете:

      • читать любые статьи по Делопроизводству и Документообороту на нашем сайте
      • бесплатно подписаться на ежедневные новости для секретарей и офис-менеджеров
      • участие в онлайн вебинарах и возможность задавать вопросы экспертам

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Всего один шаг - и документ Ваш!

      Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль