Как скорректировать поведение коллеги?

31

Вопрос

Три месяца назад я устроилась на новую работу помощником руководителя. С коллективом завязались хорошие отношения, но есть одна коллега ‒ начальница финансового отдела, с которой я до сих пор не могу найти общий язык. И хотя я хороший специалист и у меня большой опыт работы, я постоянно выслушиваю от нее негативные отзывы о своей работе, о том, как я себя веду (например, разговариваю по телефону с мужем в рабочее время или накрасилась слишком ярко, надела слишком высокие каблуки). Понимаю, что со своим уставом в чужой монастырь не лезут, но, может быть, есть какие-то способы скорректировать ее поведение, чтобы не слышать в свой адрес необоснованные придирки?

Ответ

Прежде всего, придется вас разочаровать. Нет и не может быть способа скорректировать чужое поведение. Но можно скорректировать свое. Если бы эта начальница хотела что-то со своим поведением сделать, у нее были бы все шансы после долгой и трудной работы над собой наконец разобраться, чего ей в жизни не хватает и что она хочет получить от вас.

Но в данном случае ваша коллега ‒ манипулятор. И самое первое, что необходимо предпринять в борьбе с манипуляторами, – все время быть готовой к бою, оставаться в игровой позиции и в душевном равновесии, не ждать, что их поведение можно как-то скорректировать. Когда вы ждете такого конечного эффекта, отражая манипуляцию, вы фактически делаете себя беззащитной.

В разговоре с таким человеком нужно быть постоянно готовой к его дальнейшему нападению, а не расслабляться, пропуская удары и обижаясь.

Для противостояния манипуляциям существует масса способов и технологий, которые можно найти в Интернете во всем их разнообразии. Но помните об одном: как только вы отразите одну манипуляцию, манипулятор непременно извлечет на свет следующую.

 

Что делает манипулятор 

Манипулятору нужно что-то принадлежащее вам. Это далеко не всегда очевидные материальные вещи. Чаще – время, силы, внимание, достоинство, душевное равновесие и т.п. Просить манипулятор не может, потому что просьба подразумевает как согласие, так и отказ другой стороны. А манипулятор не может себе этого позволить, потому что очень труслив, а высокий уровень тревоги не дает ему действовать открыто.

Кроме того, любая просьба подразумевает некую ответственность: ведь кажется, что если нам окажут услугу, мы становимся человеку каким-то образом обязаны. А манипулятор пытается этого избежать. Он вынуждает другого дать ему желаемое, а сам как бы оказывается ни при чем.

Манипуляция – это всегда агрессия, всегда нарушение границ, даже если это выглядит невинно. Человек, давящий на жалость и вызывающий у вас чувство вины, тоже проявляет агрессию. А ваша агрессивная начальница вызывает у вас чувства раздражения и вины только через обвинения.  Как это происходит?

Вы бы не возмущались так, если бы с ней внутренне в чем-то не соглашались. Она оперирует фактами. Какой-то ваш «внутренний манипулятор» в этот момент прыгает от радости и говорит вам:

«Ага! Правда глаза колет? Ведь занимаешься в рабочее время посторонними делами, и красишься ярко, и каблуки действительно высокие!».

Все дело в том, что манипуляция – это всегда хитрый замес правды и лжи.

Чтобы выдать вам ложь, манипулятор прячет ее, заворачивая в некие факты, размывает границу между фактами и домыслами с помощью туманных определений – «ярко», «высокие» (сколько сантиметров, какого цвета, по чьей версии?).

И для того чтобы слезть с крючка манипулятора, вам необходимо разделить эти два компонента, увидеть, где правда, а где ложь.

Например, правда в том, что вы пользуетесь косметикой и носите каблуки, неправда состоит в том,  что это запрещено, т.к. не прописано в корпоративных правилах компании и ваш руководитель об этом ничего негативного не говорил.

Глоток кислорода 

Итак, вы знаете, что эта женщина – агрессор и манипулятор, и общаться с ней можно только из игровой роли, как если бы вы всегда были на ринге. Вы должны понять, что это норма, а не то, что нужно отчаянно стараться изменить. 

Но как понять, что вы находитесь в той самой правильной роли и сможете себя защитить? Очень просто. Любые чувства, кроме интереса и азарта, показывают, что чужая агрессия уже пробила брешь в вашей защите. А если к этому добавилось ощущение спутанности и растерянности, то это не просто агрессия, а состоявшаяся манипуляция, а вы уже на крючке. В таком состоянии разделять правду и ложь вы не сможете. Тогда единственный способ защититься – физически удалить себя из травмирующей ситуации.

Как положено при крушении самолета: сначала кислород себе, потом – ребенку.

Прежде чем спасать ситуацию, спасите себя и восстановите душевное равновесие. Для этого «бегства» можно использовать любые средства, которые окажутся у вас под рукой:

срочно позвонить, что-то уронить, внезапно вспомнить, закашляться и т.д. Лучше выйти из помещения и подумать. Если это невозможно – выиграть хотя бы паузу, чтобы вернуть  контакт с реальностью.

Когда мы в манипулятивном трансе, у нас сужается зрение, оно становится тоннельным.

Быстро осмотритесь в комнате – заметьте какие-то детали, лампы, ковер, стол.  Глубоко подышите.

Вспомните, что она манипулятор. Вспомните о том, чего хотите вы, и на что похоже ощущение душевного комфорта, равновесия, безопасности. И только после этого приступайте к разбору манипуляции. Не бойтесь фактов. Когда вы отделите правду от лжи, вы внутренне успокоитесь, даже если в фактах обнаружится ваш «состав преступления». Видя правду, не склеенную с ложью, вы сможете взять на себя ответственность за свои действия без чувства вины и возмущения. Вместо этого вы будете чувствовать защищенность, силу, уверенность, достоинство.

Однако расклейка манипуляции – это только ваш внутренний процесс, а не то, о чем  нужно говорить вслух. Это только подготовка к контрудару.

Вооружена и очень опасна 

К такому типу манипуляций можно применить сразу несколько стратегий.

  1. Готовые фразы, которые можно выучить и использовать молниеносно. Например, вы чувствуете манипуляцию и сразу спрашиваете:

 «Для чего вы мне это говорите?», «Я правильно понимаю, что вы просите меня не носить каблуки?».

Существует и более короткий вариант с этапом самовосстановления. Манипулятор вам что-то говорит, а вы тут же принимаетесь рассматривать детали интерьера, а когда она замолкает, вы выдаете:

«Извините, я прослушала. Что вы говорили?», а после ее ответа – с неподдельным интересом: «А для чего вы мне это говорите?».

За этим со стороны манипулятора последует другая манипуляция, и ее вам придется отражать уже другими приемами.

  1. Бесконечное уточнение. Задавайте манипулятору вопросы на разъяснение:

«Какой высоты каблук считается слишком высоким?»; «Я правильно понимаю, что лично вам не нравятся каблуки?»; «На основании какого распоряжения, устава, приказа запрещено носить туфли на каблуках?».

Не бойтесь, что она вас сможет как-то «прищучить»: все, что вызывает в вас обиду и возмущение – манипуляция. Если она дойдет до прямого неманипулятивного выражения агрессии, вы не будете чувствовать себя беспомощной и получите картбланш на жалобу руководству.

  1. «Купи слона» ‒ помните такую детскую игру? Вы даете ей понять, что она услышана, а потом повторяете свой неизменный отказ:

«Я понимаю, что вам не нравится, когда кто-то ходит на каблуках, но я продолжу их носить – в том числе и на работе».

4. Игнорировать и продолжать. Единственное, зачем вам нужно продолжать с ней общаться, – осуществлять общие бизнес-процессы. Если вы пришли к ней, скажем, за какими-то бумагами, а она отпускает комментарий, пропустите его мимо ушей и продолжите говорить о деле. Поскольку это не деловое замечание и полномочий обсуждать ваш гардероб или поведение у нее нет, и она вообще не ваша начальница – ее действия неуместны и нелепы. Стоит ли принимать так близко к сердцу нелепицу? Отнеситесь к ее репликам так, как если бы она просто не смогла сдержать телесное проявление, которое не принято демонстрировать в приличном обществе. Так ли важно, с чем именно у нее проблемы – с пищеварением или мыслеварением?  Считайте, что вы проявили к ней чувство такта, доброту и снисходительность и избавили бедняжку от чувства стыда и неловкости.

Вы можете использовать один способ противостояния или целый арсенал. Главное ‒ не ждите от манипулятора человеческого общения, не открывайтесь и не забывайте, что вы на ринге: хоть тут и мягкие маты, а спать нельзя. И когда вы заметите, что в вас летит следующая, новая манипуляция – похвалите себя и порадуйтесь. Это значит, что предыдущую манипуляцию вы успешно отразили.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
      Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»




      Вопрос - ответ

      Отвечаем на Ваши вопросы

      Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
      Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
      Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
      Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
      Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

      PRO Делопроизводство
      Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64197 от 25.12.2015


      E-mail: document@sekretariat.ru

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

      Регистрация бесплатная и займет всего минуту!

      После регистрации вы сможете:

      • читать любые статьи по Делопроизводству и Документообороту на нашем сайте
      • бесплатно подписаться на ежедневные новости для секретарей и офис-менеджеров
      • участие в онлайн вебинарах и возможность задавать вопросы экспертам

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Всего один шаг - и документ Ваш!

      Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль