Как сделать свои высказывания понятными окружающим?

4

Вопрос

Так хочется, чтобы все понимали смысл моих высказываний однозначно, не задавая постоянно уточняющих вопросов. Может быть, я допускаю в своей речи ошибки, которые сама не осознаю? 

Ответ

Явления, которые порождают коммуникативную неточность речи, это:

  • полисемия и омонимия,
  • паронимия,
  • использование штампов, универсальных слов.

Полисемия (или многозначность) – это наличие у слова не одного, а нескольких связанных между собой по смыслу значений. Омонимия – это существование в языке одинаково звучащих и/или пишущихся слов, имеющих несвязанные по смыслу значения.

Например, слово лицо имеет несколько значений: 1) передняя часть головы человека; 2) характерный облик (лицо нашей фирмы); 3) отдельный человек индивидуум (частное лицо). Слово “лицо” многозначно.

В русском языке есть два слова: стекло (существительное) и стечь (глагол). Форма прошедшего времени среднего рода глагола омонимично существительному в именительном падеже: что-то стекло по склону матовое стекло.

Какая же ошибка подстерегает говорящего или пишущего при употреблении многозначного слова или слова, у которого есть омоним? Объясним на примере:

Утверждение профессора вызвало скандал.

Что вызвало скандал? То, что профессора утвердили, или слова профессора? Контекст не подсказывает нам, в каком значении употреблено здесь многозначное слово утверждение. Такая ошибка называется не снимаемая  контекстом многозначность.

Паронимы – это близкие по звучанию однокоренные слова одной части речи, которые тем не менее имеют разные лексические значения или частично похожи по значению.

Например: гарантированный – гарантийный, оплатить – заплатить, гордыня – гордость.

Ошибка, вызванная заменой одного слова-паронима другим, называется смешением паронимов.

Например: гарантированная мастерская (вместо гарантийная) или оплатить за проезд (вместо оплатить проезд).

Помочь выбрать нужное слово из ряда паронимов могут словари паронимов.

Притупляют внимание читателя, делают речь неконкретной речевые штампы. Они, как и клише, представляют собой устойчивые выражения: неизгладимое впечатление, поставить вопрос, с позиции здравого смысла, дискуссионная площадка, благодаря мудрой политике руководства партии.

Но штамп в отличие от клише – образное выражение, яркость и  экспрессивность которого со временем поблекли, стерлись.

Штампы обедняют мысль, притупляют интерес к высказыванию. Поэтому использование их в речи, в том числе и деловой, является речевым недостатком.

Неприятное впечатление производит деловое письмо, испещренное штампами:

Уважаемые коллеги!

Ваше предложение о возобновлении сотрудничества вызвало горячее одобрение всего нашего коллектива.

С нетерпением будем ждать возможности сесть с вами за стол переговоров.

Ждем Ваших предложений о дате переговоров.

Одной из разновидностей штампа считаются слова с универсальным, то есть максимально широким, неконкретным значением:

мероприятие, данный, вопрос, предмет, вышеназванный, нижеследующий, совершил действие.

Злоупотребляя ими, говорящий рискует так ничего и не высказать:

В работе организации имеют место отдельные недостатки, следствием чего стали те чрезвычайные события, свидетелями которых стали представители нашей фирмы.

Беря в руки документ, мы, прежде всего, хотим получить из него конкретную, непротиворечивую информацию. Поэтому точность, недвусмысленность речи – один из важнейших критериев оценки документного текста.  



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Рассылка




Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

Регистрация бесплатная и займет всего минуту!

После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи по Делопроизводству и Документообороту на нашем сайте
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости для секретарей и офис-менеджеров
  • участие в онлайн вебинарах и возможность задавать вопросы экспертам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль