В каких случаях составляется характеристика на сотрудника?

29

Вопрос

В каких случаях составляется характеристика на сотрудника организации и как она оформляется?

Ответ

Характеристика составляется:

                · в случаях, предусмотренных законодательством: по запросу прокуратуры, суда, милиции, военкомата и др.

                · по требованию организаций, в которых при оформлении на работу кадровая служба требует обязательного предоставления характеристики с прежнего места работы или учебы.

Например, при устройстве в органы ФСБ, милиции и др.;

                · для участия в конкурсе на замещение вакантной должности;

                · при проведении аттестации;

                · по просьбе будущего работодателя;

     · по инициативе работника при увольнении, переводе.

По сложившейся традиции характеристика составляется в произвольной форме на стандартном листе бумаги.

Реквизиты характеристики: наименование вида документа, текст, подписи, дата, печать.

Текст ее, как правило, состоит из двух частей:

· вводной, где указывается фамилия, имя, отчество работника, год рождения, образование, должность, структурное подразделение, стаж работы на предприятии;

· основной, где перечисляются деловые качества работника, этапы его профессионального роста, наличие наград, отношения с сотрудниками, направления его деятельности, имеющие место достижения в работе или недостатки, указываются меры поощрения, наличие правительственных наград и взыскания, могут быть даны рекомендации по совершенствованию знаний,  а также рекомендации для поступления на другую работу. Обычно текст характеристики завершается фразой: "Характеристика выдана для предоставления…".

Характеристика подписывается руководителем организации или структурного подразделения, заверяется печатью: гербовой, а при ее отсутствии – печатью организации.

Если в составлении характеристики принимала участие общественная организация, ее подписывает также председатель этой организации. Характеристика может утверждаться на собрании трудового коллектива, заседании общественной организации. В этом случае на характеристике проставляют гриф согласования, содержащий ссылку на дату и номер протокола, отразившего ход обсуждения характеристики. Например:

                                                                                                       СОГЛАСОВАНО

                                                                                                        протокол собрания

                                                                                                        трудового коллектива

                                                                                                        ОАО "Октава"

                                                                                            от 17.11.2010 № 12

Мнение указанных общественных органов нельзя удостоверять грифом утверждения, так как правом утверждения документа наделен руководитель организации или лицо, его замещающее, в виде личной подписи в грифе утверждения или издания распорядительного документа.

Заверенная копия выданной характеристики помещается в личное дело работника. Характеристика, представленная на новое место работы, также помещается в личное дело, заведенное на работника. Исключение составляют личные дела, которые в соответствии с законодательством передаются на новое место работы. К этой категории дел работников относятся, например, личные дела государственных служащих.

Стремление руководства некоторых организаций отойти от шаблонов советской эпохи, в частности от характеристик, которые, как известно, обязательно подписывались "тройкой": руководителем, секретарем партийной организации и председателем профсоюза, – привело к тому, что характеристику могут называть отзывом. В таких случаях отзыв составляется и оформляется так же, как и характеристика. Главное, не надо путать этот отзыв с отзывом, который составляется в процессе аттестации.

Пример характеристики

ХАРАКТЕРИСТИКА

Колобова Вера Григорьевна, 1965 года рождения, образование высшее, в 1987 году закончила Московский государственный историко-архивный институт  по специальности “документоведение”, начальник общего отдела, стаж работы 23 года.

С 1998 года по настоящее время работает в ЗАО "МЕТРОНОМ" в должностях: секретарь руководителя, начальник общего отдела. За время работы проявила себя как квалифицированный специалист в сфере документационного обеспечения управления. Она является настоящим профессионалом, умело руководит вверенным ей подразделением.

Колобова В.Г. постоянно повышает свой профессиональный уровень: изучает законодательные и нормативные документы по вопросам работы с документами, читает специальную литературу по вопросам работы с официальными документами, проводит обучение специалистов организации, готовящих проекты организационно-распорядительных документов и сотрудников общего отдела. Колобова В.Г. ответственно и серьезно относится к выполнению своих должностных обязанностей.

Руководством организации отмечается ее постоянное стремление к профессиональному росту: в 2000 году она повышала квалификацию в "Архивной школе ИАИ РГГУ". В настоящее время Колобова В.Г. получает новое профессиональное образование по специальности “юриспруденция”.

В общении с коллегами по работе внимательна, дружелюбна. Пользуется заслуженным уважением всех сотрудников организации.

Характеристика выдана для представления по месту требования.

Генеральный директор                   Петелин                                            К.Т. Петелин

Если в вашей организации проходил практику студент, его учебное заведение попросит характеристику на него, в которой будет дана оценка его работе и трудолюбию. Ее можно написать примерно так:

ХАРАКТЕРИСТИКА

Студент II курса дневного отделения факультета документоведения ИАИ РГГУ Саломатин Петр Андреевич проходил ознакомительную практику по курсу “Документоведение” в общем отделе ОАО “Гранит” с 15 июля по 01 августа 2009 г. Во время прохождения практики студент изучил нормативные документы, регламентирующие структуру, функции, должностной состав организации, порядок ее документирования.

       Студент проявил себя умелым и добросовестным исполнителем, хорошо знающим основы составления и оформления документов. По итогам выполнения работы руководство приняло решение премировать Саломатина П.А.

       Практика оценивается на “отлично”.

Начальник общего отдела,

руководитель практики                                                              Романов                                              И.Л. Романов

Следует помнить, что текст характеристики может повлиять на служебную карьеру человека, на его судьбу. Поэтому следует избегать стандартных выражений и фраз, формальных, неконкретных формулировок.



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Рассылка




Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

Регистрация бесплатная и займет всего минуту!

После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи по Делопроизводству и Документообороту на нашем сайте
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости для секретарей и офис-менеджеров
  • участие в онлайн вебинарах и возможность задавать вопросы экспертам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль