Всегда ли конфликт это плохо?

31

Вопрос

Всегда ли конфликт это плохо? По моим наблюдениям конфликт на рабочем месте часто несет в себе не только негативные эмоции, но и способствует росту и развитию отношений, как ни странно. Так ли это?

Ответ

Да, конфликт, это не всегда плохо, ужасно, противно и т. д. Конфликт – это китайский иероглиф, который несет в себе самый правильный смысл, который только можно придумать.

Конфликт – источник развития. Самая главная позитивная задача конфликта состоит в том, что, будучи формой противоречия, конфликт является источником развития.


Подробнее об эмоциональном интеллекте мы написали в материале по ссылке.


Именно благодаря конфликтам мы учимся вступаться за себя или близких, умеем договариваться, манипулировать, достигать своих целей. Вот только использовать оружие, каким и является конфликт, надо не вслепую, а точно зная, куда будет направлен следующий выстрел, как правильно его совершить и что произойдет дальше.

Конфликт – сигнал к изменению. Любой конфликт сигнализирует о сложившихся внутриличностных или межличностных противоречиях и о необходимости их разрешения. Именно так необходимо воспринимать любой «наезд», любое непонимание: как колокольчик, который звонит и требует вашего внимания. И здесь не может быть оправданием то, что конфликтовать (в хорошем смысле) вы не умеете.

Ситуация наступила и ее необходимо решать, нравится вам это или нет. Чем больше вы будете от нее убегать, тем больше вероятность, что в следующий раз эта волна накроет вас с головой.

Конфликт – возможность сближения, разрядки напряжения, «оздоровления» отношений. В тот момент, когда ситуация доводится «до предела», происходит взрыв (эмоциональный, интеллектуальный), участники оказываются лицом к лицу с необходимостью разрешить возникшие противоречия и избавиться от «фонового» напряжения.

Если сделать все правильно, то конфликтную ситуацию вы будете вспоминать впоследствии со смехом. Помните, диалог из легендарного «С легким паром!»: «Вы мне сначала так не понравились» «А вы, вы были мне омерзительны!». Взаимопонимания и близости удалось достичь не путем избегания конфликта, а путем его обострения и разрешения.

Способов разрешения конфликтов существует не так много – их всего пять: приспособление к ситуации и партнеру, сотрудничество, компромисс, соперничество и избегание (уход от конфликта). Все они основываются на соотношении двух разнонаправленных интересов – своих и чужих:

Всегда ли конфликт это плохо?

Ориентируясь только на себя и свои интересы, человек проявляет соперничество. Противоположный стиль, учитывающий, наоборот, только чужие интересы – это приспособление. Когда каждый из партнеров готов немного уступить (то есть каждый уже не достигает 100%-ного результата), рождается стиль компромисса. Нежелание решать конфликтную ситуацию приводит к уходу от нее, избеганию. И пятый стиль – это сотрудничество, которое характеризуется тем, что путем переговоров находится такое решение, которое устроит обе стороны, без каких-либо потерь. Все эти способы разрешения конфликтов применяются нами в жизни. Для того чтобы определить, в каком стиле действуете вы, оцените несколько простых утверждений. На каждое из них вы можете дать пять вариантов ответа: 5 – утверждение для вас весьма типично; 4 – вы часто с этим согласны; 3 – вы иногда с этим согласны; 2 – вы редко с этим согласны;  1 – утверждение для вас совсем не типично. Для того чтобы упростить обработку результатов, предлагаю сразу заносить ваши результаты в такую таблицу:

1

  2

3

  4

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Напротив номера вопроса вы ставите свой ответ (от 1 до 5) по порядку: слева направо, постепенно заполняя сначала первую, потом вторую, третью и т. д. строку (на верхнюю строчку с цифрами от 1 до 5 внимания пока не обращайте). Ниже расположены утверждения, которые вам необходимо оценить применительно к себе: типично для вас такое мнение, утверждение, поведение, согласны ли вы с ним или нет.

  1. Худой мир лучше доброй ссоры.
  2. Если не можете другого заставить думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете.
  3. Мягко стелет, да жестко спать.
  4. Рука руку моет.
  5. Ум хорошо, а два лучше.
  6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит.
  7. Кто сильнее, тот и правее.
  8. Не подмажешь – не поедешь.
  9. С паршивой овцы – хоть шерсти клок.
  10.  Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.
  11. Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день.
  12.  Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.
  13.  Убивай врагов своих добротой.
  14.  Честная сделка не вызывает ссоры.
  15.  Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить.
  16.  Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.
  17.  Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
  18.  Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
  19.  Ты – мне, я – тебе.
  20.  Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.
  21.  Кто спорит – ни гроша не стоит.
  22.  Кто не отступает, тот обращает в бегство.
  23.  Ласковое телятко двух маток сосет, а упрямое – ни одной.
  24.  Кто дарит – друзей наживает.
  25.  Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
  26.  Лучший способ решать конфликты – избегать их.
  27.  Семь раз отмерь, один отрежь.
  28.  Кротость торжествует над гневом.
  29.  Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
  30.  Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.
  31.  На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.
  32.  В этом мире есть только две породы людей: победители и побежденные.
  33.  Если в тебя швырнули камень, бросай в ответ кусок ваты.
  34.  Взаимные уступки прекрасно решают дела.
  35.  Копай и копай без устали – и докопаешься до истины.

Когда у вас окажется заполненным весь бланк, подведите итоги: посчитайте сумму баллов по каждому столбцу – это 5 разных стилей поведения в конфликтной ситуации. Стиль (или стили), набравший наибольшее количество баллов, является для вас самым типичным, этот стиль вы используете чаще всего в своей жизни. Также вы можете увидеть и стиль, которым вы почти не пользуетесь, – он набрал меньше всего очков. Итак: столбец 1 – избегание; 2 – соперничество; 3 – приспособление; 4 – компромисс;  5 – сотрудничество.

Каждый из рассмотренных стилей разрешения конфликтов может принести пользу, а может и навредить, если применен не ко времени и не к месту, поэтому не стоит отдавать предпочтение чему-то одному, необходимо действовать по ситуации. Ниже описаны ситуации, в которых применение определенного стиля будет наиболее эффективным.

Приспособление может быть уместно, если:

  • вы оказались не правы и признаете это;
  • вас не особенно волнует случившееся;
  • восстановление спокойствия и стабильности важнее разрешения конфликта;
  • вам важнее сохранить добрые отношения с оппонентом, чем отстоять свои интересы;
  • предмет разногласий для вас менее существенен, чем для оппонента, итог намного важнее для него, чем для вас;
  • отстаивание своей точки зрения требует слишком много времени и сил

Сотрудничество целесообразно, если:

  • вы заботитесь о чувствах вашего оппонента, рассчитываете на его добрую волю и вовлеченность;
  • необходимо найти общее, единственное решение, каждый из подходов слишком важен и не допускает компромиссов;
  • у вас тесные и длительные отношения с другой стороной, а обсуждаемый вопрос очень важен;
  • у вас есть время для разрешения конфликта и отношения с партнером для вас важны

Уход, избегание может быть оправдано, если:

  • у вас есть более важные задачи, чем этот конфликт;
  • выигрыш не значим и не велик по сравнению с усилиями, затраченными на разрешение конфликта, а отношения с оппонентом в будущем не важны;
  • необходимо время, чтобы восстановить спокойствие и создать условия для трезвой оценки ситуации;
  • изучение ситуации и поиск информации кажутся более правильными, чем немедленное принятие решения;
  • вы знаете, что не можете решить конфликт в свою пользу и не хотите этого

Соперничество может быть уместно, если:

  • требуются быстрые и решительные меры в неопределенной и опасной ситуации;
  • исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
  • вы чувствуете, что у вас нет выбора и вам нечего терять, отношения с оппонентом для вас совершенно не важны;
  • вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения и очевидно, что ваше решение – наилучшее

Компромисс может быть уместным, если:

  • необходимо принять срочное решение при дефиците времени, а аргументы сторон одинаково убедительны;
  • сотрудничество или соперничество не приводят к успеху, а он важен для вас;
  • вас может устроить временное решение;
  • вы можете несколько изменить поставленную вначале цель и достичь успеха;
  • компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете хоть что-то получить, чем все потерять

Попробуйте поэкспериментировать с собственным стилем и повести себя в ближайшей же ситуации «нетипично». Исследователи заметили, что большинство наших проблем связано с тем, что мы привыкли действовать определенным образом и определенным же образом реагировать на происходящее. Как только мы применяем что-то новое, мы получаем новый опыт, и чем больше различных вариантов действий у нас есть для каждой ситуации, тем более свободными мы становимся и тем проще разрешать казавшиеся когда-то сложными ситуации. Самое важное – это умение владеть собой и немного отстраняться от проблемы, выходить из нее так, как будто вас это не касается. Ведь человеку незаинтересованному решение видится легко и быстро, а если суть покрыта эмоциями, добраться до нее будет очень сложно.



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Вебинар «Секретарь в соцсетях. Правила поведения»
Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

Рассылка




Вопрос - ответ

Отвечаем на Ваши вопросы

Какие реквизиты используются при оформлении приказов по основной деятельности?
Проекты приказов по основной деятельности готовятся по поручению руководителя организации в структурных подразделениях организации, оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты
Недавно устроилась секретарем в компанию, где передо мной встала задача наладить документооборот
Подскажите, как правильно начать формировать локальную нормативную базу и какие нормативные документы мне в этом помогут? Читайте ответ на вопрос
Задайте свой вопрос здесь>>> www.sekretariat.ru/pk

PRO Делопроизводство
Портал для руководителей служб ДОУ и секретарей всех уровней

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

E-mail: document@sekretariat.ru


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

Регистрация бесплатная и займет всего минуту!

После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи по Делопроизводству и Документообороту на нашем сайте
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости для секретарей и офис-менеджеров
  • участие в онлайн вебинарах и возможность задавать вопросы экспертам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль