text
Секретариат

Когда контроль можно возложить на руководителя подразделения?

  • 27 июня 2017
  • 183

Вопрос

В распорядительном документе организации в последнем пункте о контроле, как правило, контроль исполнения возлагается на директора или его заместителей. В каких случаях контроль можно возложить на руководителя подразделения, регламентировано ли это? Если назначается комиссия, можно ли контроль исполнения приказа возложить на председателя комиссии?

Ответ

То лицо, на которое возлагается контроль исполнения приказа (распоряжение), не должно быть исполнителем, то есть лицом, которому дается поручение. Именно поэтому контроль, как правило, возлагают на тех должностных лиц, которые составляют руководство и не участвуют напрямую в исполнении поручений, это: сам руководитель («Контроль за исполнением приказа оставляю за собой»), заместители руководителя, главные специалисты (главный инженер, главный механик и др.). Если приказом (распоряжением) создается, например, комиссия, даются конкретные поручения председателю комиссии, то возлагать контроль за исполнением документа на председателя комиссии нельзя. Контроль исполнения приказа (распоряжения) должно осуществлять то лицо, которое по своему должностному положению выше председателя комиссии.


Более подробно о контроле исполнения документов вы можете узнать в статье.


Управленческие решения принимаются двумя способами: единолично руководителем или коллегиальным органом.

В первом случае проект документа (управленческого решения) в обязательном порядке проходит процедуру согласования со всеми заинтересованными лицами, во втором случае – согласование проекта документа не проводится, потому что решение принимается на заседании коллегиального органа совместно всеми его членами.

Наличие в документе поручений, требующих исполнения, или информации, инициирующей управленческое решение, также отражается на организации движения документа:


Все об организации контроля исполнения документов в делопроизводстве вы узнаете, если прочитаете материал по ссылке.


в первом случае документ должен дойти до исполнителя (или исполнителей) а также должен быть введен в систему контроля исполнения документов; а во втором случае документ поступает на рассмотрение руководителя.

Рассмотрим, как должно быть организовано движение некоторых внутренних документов.

Движение распорядительных документов, издаваемых коллегиально

Коллегиальные решения – это решения, принимаемые на заседании коллегиального органа группой лиц, входящих в этот орган (собрание, совет, правление, коллегия, совещание и др.). Решения, принятые коллегиально, фиксируются в протоколах заседаний, на основании которых могут издаваться распорядительные документы (постановления, решения).

 Практика издания постановлений (решений) характерна для федеральных органов власти и управления, органов власти и управления субъектов Федерации и муниципальных образований. В организациях иного типа, например, в акционерных обществах (закрытых, открытых), решения, принятые коллегиальными органами (собранием, советом директоров, правлением), оформляются протоколами, распорядительные документы в виде постановлений или решений на их основе не издаются. Исполнение принятых решений осуществляется исполнительным органом акционерного общества путем издания приказов или распоряжений, решения информационного характера рассылаются заинтересованным лицам в виде копий протоколов или выписок из протоколов.

Движение документов при коллегиальном принятии решений при условии оформления принятых решений в виде постановлений или решений включает следующие стадии:

Подготовка материалов к заседанию коллегиального органа. Работа коллегиального органа ведется по заранее утвержденному плану. В соответствии с планом, лица, ответственные за подготовку вопроса для обсуждения, готовят необходимые материалы, как правило, это аналитическая справка (записка) по вопросу и проект решения. Работа по подготовке этих документов ведется в структурном подразделении или группой специалистов нескольких подразделений. Подготовка материалов для заседания коллегиального органа – это начальный этап в движении документов, отражающих деятельность по коллегиальному принятию решений.

Передача подготовленных материалов на рассмотрение коллегиального органа. Аналитическая справка (записка) по вопросу и проект решения передаются секретарю коллегиального органа, который собирает все подготовленные для рассмотрения на заседании документы, проверяет их полноту и правильность оформления.

Как правило, материалы готовятся и передаются секретарю за 10–12 дней до заседания. Срок представления документов может быть сокращен, но не должен составлять менее 3–5 дней. Это время необходимо для рассылки документов членам коллегиального органа и их ознакомления с подготовленными документами. Аналитическая справка (записка) по вопросу и проект решения могут представляться исполнителем в электронном виде.

Подготовка повестки дня заседания. Повестка дня готовится секретарем коллегиального органа на основании плана, но может корректироваться с учетом конкретной ситуации. Повестка дня согласовывается с председателем коллегиального органа. Одновременно с этим секретарь готовит приглашения на заседание для рассылки членам коллегиального органа.

Рассылка приглашения на заседание коллегиального органа его членам и приглашенным лицам. Вместе с приглашением, в котором содержится повестка дня заседания, рассылаются копии аналитических справок (записок) и проекты решений по вопросам повестки дня, подготовленные исполнителями. Этот комплект документов может рассылаться членам коллегиального органа по электронной почте.

Обсуждение материалов на заседании коллегиального органа и принятие решения. Во время заседания ведется его протокол, в котором фиксируется весь ход заседания: выступления основных докладчиков, обсуждение вопросов повестки дня, принятые решения.


Вам будет полезно узнать о контроле исполнения документов в материале по ссылке.


На заседании могут вестись рукописные записи или аудиозапись, которые после заседания обрабатываются для составления протокола заседания.

Оформление протокола заседания. Окончательное оформление протокола проводится, как правило, в течение 3–5 дней после заседания. При оформлении протоколу присваивается порядковый номер, следующий за номером предыдущего протокола. Датой протокола является дата заседания, а не дата оформления. Регистрационно-учетные журналы по протоколам не ведутся. Учетную функцию выполняет само дело, в которое подшиваются подписанные протоколы.

Подписание протокола. Как правило, протоколы подписываются председателем заседания и секретарем, но есть и исключения из этого общего правила: например, протоколы государственных аттестационных комиссий, счетных комиссий (в акционерных обществах) комиссий подписываются всеми членами коллегиального органа.

Издание распорядительного документа (постановления или решения). На этом этапе на основании протокола заседания оформляется распорядительный документ, подписываемый председателем коллегиального органа. На основании одного протокола может быть подготовлено несколько распорядительных документов, так как каждое отдельное решение оформляется как одно постановление (решение).

В практике управления такие решения называются протокольными, доведение их до исполнителя осуществляется путем передачи копий протоколов или выписок из них.

Регистрация распорядительного документа и рассылка исполнителям. Регистрация постановлений (решений) ведется отдельно от протоколов и других распорядительных документов (приказов, распоряжений), если они также издаются в организации. В регистрационном номере постановления (распоряжения) целесообразно соблюдать связь с протоколом, например:

если протокол имеет номер 45 (№ 45), то и постановления или распоряжения должны иметь тот же номер, но дополняемый через косую черту или дефис номером вопроса, отражающим очередность рассмотрения вопросов на заседании (номером вопроса в повестке дня), например: № 45-1, № 45-2 и т. д.

Контроль исполнения документов. Контроль исполнения решений, принятых коллегиально, осуществляется секретарем коллегиального органа. На контроль ставятся только те поручения (задания), которые имеют конкретный срок исполнения.

Копирование распорядительных документов (постановлений, решений), протоколов или изготовление выписок из протоколов. Распорядительные документы (постановления, решения), выписки из протоколов копируются в количестве, соответствующем количеству исполнителей и заинтересованных лиц.

Помещение подлинника протокола и подлинников распорядительных документов (постановлений, решений) в дела. Подшивка документов в дела осуществляется секретарем коллегиального органа в соответствии с номенклатурой дел. Протоколы заседаний и изданные на их основе распорядительные документы подшиваются в разные дела.

Вместе с протоколами могут подшиваться только материалы, составляющие неотъемлемую часть протокола: например, списки присутствовавших на заседании, тезисы и тексты докладов, выступлений, особые мнения участников заседания, не согласных с мнением большинства и др.

Рассылка копий распорядительных документов (постановлений, решений) или копий протоколов (выписок из протоколов). Рассылка осуществляется службой ДОУ. Рассылаются исполнителям только заверенные копии документов.

Рассмотренные этапы прохождения документов составляют документооборот коллегиального органа.

Еще не подписаны на наше издание? Оформите бесплатный доступ и читайте статьи в течение трех дней!

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

Регистрация бесплатная и займет всего минуту!

После регистрации вы сможете:

  • читать любые статьи по Делопроизводству и Документообороту на нашем сайте
  • бесплатно подписаться на ежедневные новости для секретарей и офис-менеджеров
  • участие в онлайн вебинарах и возможность задавать вопросы экспертам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.