Написать заявление требуется в разных ситуациях — при трудоустройстве и увольнении, оформлении ежегодного отпуска и отпуска за свой счет. В статье рассказывается о типовой структуре заявления и общих правилах оформления этого документа.
Как оформить реквизиты и текст заявления
Обычно заявление пишут в произвольной форме, прямо оговариваемой нормативными актами предприятия. Допускается оформлять его от руки или же набрать текст на компьютере и распечатать на листе А4. Но нужно учитывать, что заявление – это документ, юридическую силу которому обеспечивают оформление, обязательные реквизиты и определённая структура. Каждый работник должен знать, как правильно написать заявление, чтобы быть уверенным, что его обращение будет рассмотрено.
Федеральным законе № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» утверждена структура заявления, включающая в себя такие обязательные элементы, как:
- Сведения об адресате и заявителе (т.н. «шапка»).
- Наименование документа.
- Формулировка просьбы или предложения.
- Дата подачи.
- Подпись заявителя.
Как правильно написать «шапку» в заявлении
«Шапка» — это информация об адресате, то есть кому этот документ предназначается и информация о заявителе — авторе документа. «Шапку» размещают в правом верхнем углу документа. Заявление — это официальный документ. Поэтому информация об адресате должна быть полной:
- должность адресата;
- название организации;
- фамилия, имя, отчество адресата.
Имя и должность пишут в дательном падеже (отвечают на вопрос «Кому»).
Образец «шапки» заявления
Если заявление пишет сотрудник организации, то в информации о заявителе нужно указать должность, фамилию и инициалы. Когда документ составляет кандидат на вакансию при трудоустройстве, то указывается только фамилия и инициалы. Должность, на которую претендует соискатель, нужно будет упомянуть в основном тексте. Как правило, перед информацией о заявителе, ставится предлог «от», в соответствии с канонами русского языка.
Как правильно написать наименование документа
Наименование — обязательный реквизит. Требования к тому как правильно заполнить обязательные реквизиты, установлены ГОСТ Р 7.0.97-2016. В соответствии с ними, наименование нужно писать заглавными буквами посредине строки, отступив от шапки 1-2 интервала. Поскольку наименование – заголовок, точку после него ставить не нужно.
Как правильно написать основную часть заявления
Эта часть документа начинается с красной строки. Как правило, цель деловой бумаги — изложить просьбу. Поэтому начинать основную часть следует со слова «Прошу». Если ваша просьба — типовая, касающаяся регулярно происходящих плановых событий, например, о предоставлении ежегодного отпуска, то ее никак не нужно аргументировать. Достаточно указать даты начала и окончания отпуска. Никаких особых правил о том, как правильно написать заявление на отпуск, законодательство не устанавливает.
Образец основной части заявления
В том случае, когда просьба касается события неординарного, например, когда речь идет о предоставлении внеочередного отпуска, отпуска без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам, то нужно объяснить причины, а в некоторых случаях — приложить подтверждающие документы и сослаться на них в основной части текста.
Образец заявления о предоставлении одного дня за свой счет
Основная часть пишется в свободной форме. Но общие требование к стилю изложения такие же, как и ко всей деловой документации:
|
В некоторых случаях, когда просьба работника может нарушить производственные планы, описать причины, вызвавшие ее нужно будет более подробно. От этого зависит согласится ли работодатель положительно отреагировать на заявление сотрудника.
Образец заявления об установлении режима неполного рабочего времени
Как правильно написать дату в заявлении
Дату подачи заявления обычно указывают сразу после основной части и выравнивают по левому краю. Использовать можно один из двух форматов представления даты:
- ДД.ММ.ГГГГ;
- ДД месяц ГГГГ.
Как поставить подпись под заявлением
Подпись заявителя — такой же обязательный реквизит заявления. Если на документе не будет стоять подпись заявителя он не будет иметь никакой юридической силы и реагировать на него адресат не обязан. Подпись на заявлении всегда ставится от руки, использовать факсимильный оттиск в этом случае запрещается. После подписи нужно дать расшифровку – указать фамилию и инициалы заявителя.
Образцы заявлений на любой кадровый случай найдете в Системе Кадры. Активируйте бесплатный доступ на три дня, чтобы скачать все необходимые образцы >>>
Скачайте образцы заявлений:
Как написать заявление: примеры
Рассмотрим особенности составления самых распространенных заявлений.
Как правильно написать заявление на имя директора о приеме на работу
Согласно современному законодательству при устройстве на работу не обязательно подавать заявление. В некоторых организациях его просят написать для отчета и составления приказа о приеме на работу. В тексте документа укажите предполагаемую должность и дату начала работы. Иногда в тексте перечисляют прилагаемые документы: диплом, военный билет, трудовая книжка, ИНН, СНИЛС.
Образец заявления при приеме на работу
Скачайте образец полностью >>>
- Работник направил заявление об увольнении по электронке. Как реагировать кадровику
- Что делать, если работник отозвал заявление об увольнении
- Работник передумал увольняться. Когда отзыв заявления об увольнении можно проигнорировать
- Как заявление о приеме упростит кадровую работу и убережет компанию в случае спора
Как правильно написать заявление на отгул за ранее отработанное время
Заявление на отгулы за ранее отработанное время сотрудник может написать только в том случае, когда он работал сверхурочно или же приказом руководителя был привлечен к работе в выходной или нерабочий праздничный день.
Подтверждается факт такой сверхурочной работы табелем учета рабочего времени или же приказом руководителя о необходимости выхода на работу в выходной день. Поэтому прежде, чем положить заявление работника на подпись руководитель, секретарь должен проверить, сколько у работников имеется отгулов.
Заявление о предоставлении отгула за работу в выходной или праздничный день
Скачайте образец полностью >>>
Как правильно написать заявление на декретный отпуск: образец
Женщины перед уходом в отпуск по беременности и родам пишут соответствующее заявление. В тексте нужно указать продолжительность отпуска в днях. Она определяется по больничному листу, выдаваемого в женской консультации. Сам больничный лист следует приложить к документу.
Образец заявления сотрудницы о предоставлении отпуска по беременности и родам
Скачайте образец полностью >>>
В заявлении по беременности и родам нужно указать:
- название организации;
- Ф.И.О. работодателя, на имя которого сотрудница подает заявление;
- Ф.И.О. и должность сотрудницы;
- просьбу предоставить отпуск;
- предполагаемые даты начала и окончания декрета;
- дату выдачи и номер больничного листа;
- подпись с расшифровкой;
- дату подачи заявления на декрет.
Как правильно написать заявление на увольнение
Когда работник увольняется сам, в заявлении он обязательно должен указать причину увольнения:
- по собственному желанию,
- в порядке перевода к другому работодателю,
- по соглашению сторон,
- по собственному желанию без отработки.
В последнем случае на увольнение без обязательной двухнедельной отработки имеют право некоторые категории сотрудников, например, пенсионеры, жены или мужья военнослужащих.
Образец заявления об увольнении по собственному желанию
Скачайте образец полностью >>>
Скачайте образцы заявлений на увольнение по собственному для разных случаев:
Нет никаких сложностей в том, как правильно написать заявление на увольнение пенсионеру. Такое заявление составляют в свободной форме. Главное — заполнить основные реквизиты:
- наименование предприятия,
- ФИО руководителя,
- ФИО и должность пенсионера,
- основание («по собственному желанию»),
- причину («в связи с выходом на пенсию»),
- желаемую дату увольнения и подпись.
Как писать заявление на отпуск
Заявление на очередной оплачиваемый отпуск составляют только в том случае, если на предприятии не утвержден или отсутствует график отпусков или вы хотите уйти в отпуск вне графика. Обратите внимание, что такой документ следует составить и подать за две недели до планируемого отдыха.
Образец заявления на отпуск
Скачайте образец полностью >>>
Как правильно написать заявление на отпуск за свой счёт: пример
Когда сотрудник просит предоставить ему отпуск за свой счет, он должен указать причину этой просьбы и приложить документы, подтверждающие необходимость такого отпуска.
Образец заявления на отпуск за свой счет
Скачайте образец полностью >>>
В какой форме подавать заявление
Как правило, выбор формы подачи заявления — от руки или в виде текста, набранного на компьютере, зависит только от желания заявителя. И работодатель, и представители органов власти обязаны принять заявление в любой форме.
И то заявление, которое написано от руки, и то, которое набрано на компьютере, имеют равную юридическую силу, при условии, что все обязательные реквизиты в них заполнены. Но в некоторых случаях организации, работающие с заявлениями граждан, предлагают им для заполнения готовые бланки, в которых уже указаны обязательные реквизиты. Это позволяет свести к минимуму ошибки и существенно облегчает и сокращает процесс написания заявления.
- Как оформить заявление о неполном рабочем времени
- Как составить заявление об установлении режима гибкого рабочего времени
- Как оформить заявление о замене части отпуска денежной компенсацией
- Как хранить и подшивать заявления сотрудников на отпуск
- Какие сроки хранения у заявлений работников о выборе бумажной или электронной трудовой
Материалы, которые помогут избежать штрафов и ошибок в работе:
Памятки по инструктажам по охране труда
10 памяток с правилами и посдказками, чтобы разобраться, как, когда и с кем проводить инструктажи по охране труда по актуальным правилам.Большая подборка образцов журналов учёта
Книги и журналы учёта кадровых документов и процедур по охране труда и гражданской обороне, которые должен вести каждый работодатель.Идеальный образец согласия на обработку персональных данных
Шаблон согласия на обработку персданных, одобренный юристом.Образцы записей в трудовую книжку
7 образцов записей в трудовую для самых распространенных кадровых процедур.Обязательные документы по пожарной безопасности
Приказы, журналы, графики, памятки и дургие документы, чтобы выполнить все трубования по поарной безопасности в организации.