Два подхода к формированию отдела документационного обеспечения управления. Как определить объем документооборота и динамику его роста? Приведение численности персонала службы ДОУ в соответствие с нормами. Распределение функций между сотрудниками. Планирование взаимозаменяемости работников
Залог полноценно работающей службы документационного обеспечения управления компании - правильная организация отдела и грамотное распределение обязанностей между его сотрудниками. В настоящей статье рассматриваются подходы к анализу и пересмотру выполняемых службой ДОУ функций, определению численности персонала путем расчетов, распределению задач и организации взаимозаменяемости работников службы как в общем, так и на примере условной компании.
Евгения Кожанова,
эксперт в сфере делопроизводства и архивного дела
© Е. Кожанова, 2013
Традиционно существуют два подхода к формированию отдела документационного обеспечения управления.
Первый - когда отдел планируется заранее, а количество и функционал работников, должностные инструкции разрабатываются до того, как подразделение будет создано. Но этот подход встречается нечасто, не говоря уже о том, что проектирующий должности менеджер не застрахован от ошибок, исправление которых в уже готовом отделе всегда занимает много сил, времени и средств.
Второй подход куда более распространен: здесь отдел развивается спонтанно, часто «вырастая» из одного секретаря. Компания не стоит на месте, и однажды секретарь перестает справляться с объемом работы. Тогда нанимается делопроизводитель, который берет на себя часть его функций. Через некоторое время в компании появляется еще один делопроизводитель, затем еще один... Недостатком этого подхода к формированию канцелярии является то, что функции между работниками отдела распределяются неравномерно, часто пересекаются, и порой трудно определить, кто за какой участок работы отвечает. Нельзя не согласиться, что таким образом формируются отделы в подавляющем большинстве предприятий.
Между тем численность сотрудников службы ДОУ и распределение функций поддаются расчету, в основе которого лежит, во-первых, количество делопроизводственных процессов и объем документооборота компании, во-вторых, затраты времени на то или иное действие.
Работу по распределению обязанностей лучше всего производить поэтапно, разделив весь процесс на пять шагов:
Шаг 1 - определение процессов делопроизводства, применяемых в организации.
Шаг 2 - определение объема документооборота и динамики его роста.
Шаг 3 - приведение численности персонала службы ДОУ в соответствие с нормами.
Шаг 4 - распределение функций между сотрудниками.
Шаг 5 - планирование взаимозаменяемости работников.
Определение процессов делопроизводства, применяемых в организации
Начать следует с перечисления общего круга задач отдела ДОУ Какие именно функции выполняют его работники? Здесь же целесообразно подумать, какие процессы делопроизводства не выполняются в компании, но их явно не хватает, а также какие из процессов являются лишними и могут быть упразднены.
Результаты проведенного исследования можно свести в простую таблицу. Для примера возьмем самые основные процессы:
Примечание |
||
Процесс |
Кто выполняет |
|
Прием и предварительное рассмотрение входящих документов |
Делопроизводитель |
|
Регистрация входящих документов |
Секретарь, делопроизводитель |
В зависимости от загруженности работника |
Регистрация исходящих документов |
Секретарь, делопроизводитель |
В зависимости от загруженности работника |
Регистрация внутренних документов |
Секретарь, делопроизводитель |
В зависимости от загруженности работника |
Представление документов на подпись руководителю |
Секретарь |
|
Направление документов на исполнение |
Секретарь |
|
Контроль исполнения документов |
Секретарь |
|
Организация хранения документов |
Делопроизводитель |
|
Разработка номенклатуры дел |
Делопроизводитель, секретарь |
Совместная работа |
Копировально-множительные работы |
Секретарь |
|
Отправка документов по почте |
Делопроизводитель |
|
Отправка документов факсимильной связью |
Секретарь |
Как видно из примера, в канцелярии нашей условной организации работают секретарь и делопроизводитель. Большинство функций поделены между ними, кроме регистрации документов и разработки номенклатуры дел. Конечно, такой подход к регистрации некорректен, плохо поддается контролю и неудобен как самим специалистам, так и их коллегам-исполнителям. В будущем эту проблему нужно устранить.
Допустим, перечисленных процессов организации недостаточно. Менеджер хочет добавить к ним еще несколько:
Процесс |
Обоснование |
Разработка, внедрение и ведение Табеля и Альбома унифицированных форм документов |
Актуально в связи с отменой обязательности применения унифицированных форм документов и возложением обязанности утверждать формы первичных учетных документов на руководителя организации* |
Разработка и внедрение локальных нормативных актов, регламентирующих процессы делопроизводства |
Отсутствие регламентов приводит к отсутствию единообразия в выполнении процессов, спорным ситуациям и конфликтам с исполнителями |
Контроль оформления исходящих документов |
Исполнители зачастую некорректно оформляют реквизиты исходящих документов, а также допускают в тексте грамматические ошибки, что негативно сказывается на имидже компании |
Контроль оформления документов, представляемых на подпись руководителю |
Руководитель тратит дополнительное время на проверку качества оформления документов. В случае некорректного оформления документ возвращается исполнителю для доработки. Введение контроля оформления документов позволит сэкономить время руководителя и исполнителя |
Наконец, руководитель принимает решение исключить из перечня существующих процессов делопроизводства отправку документов факсимильной связью, а также создание копий, не требующих заверения, и возложить эти функции на исполнителей.
Таким образом, наша задача - распределить между работниками канцелярии условной компании следующие функции:
1. Прием и предварительное рассмотрение входящих документов.
2. Регистрация входящих документов.
3. Контроль оформления исходящих документов.
4. Регистрация исходящих документов.
5. Отправка документов по почте.
6. Регистрация внутренних документов.
7. Контроль оформления документов, представляемых на подпись руководителю.
8. Представление документов на подпись руководителю.
9. Направление документов на исполнение.
10. Контроль исполнения документов.
11. Заверение копий документов.
12. Разработка номенклатуры дел.
13. Организация хранения документов.
14. Разработка, внедрение и ведение Табеля и Альбома унифицированных форм документов.
15. Разработка и внедрение локальных нормативных актов, регламентирующих процессы делопроизводства.
* См.: статья 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», вступившего в силу с 01.01.2013.
Определение объемов документооборота и динамики его роста
После того как все процессы делопроизводства, актуальные для конкретной организации, выявлены, нужно определиться с объемом документов относительно каждого из них.
В качестве отчетного периода мы рекомендуем взять один год. Вторая рекомендация - подсчитать объем документооборота не только за прошедший, но и за два предыдущих года, чтобы определить динамику роста количества документов.
Вид документа |
Количество |
||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
|||||||
Входящие письма |
2754 |
4236 |
5742 |
||||||
Исходящие письма |
2168 |
4132 |
5376 |
||||||
Служебные записки |
145 |
912 |
925 |
||||||
Приказы ОРД |
175 |
386 |
474 |
||||||
Договоры |
498 |
633 |
753 |
||||||
Итого зарегистрировано |
5740 |
10 299 |
13 270 |
Приведение численности персонала службы ДОУ в соответствие с нормами
Традиционно предлагаются две методики расчета численности работников отдела ДОУ. Первая, разработанная НИИ труда, более проста и определяет оптимальное количество сотрудников в зависимости от объема документооборота и количества исполнителей.
Рассчитаем количество персонала отдела ДОУ в компании по формуле:
0,00016 х Д0,98 х Р0,1,
где 0,00016 - постоянный коэффициент, отражающий средний уровень производительности труда работников делопроизводства,
Д - объем документооборота, подсчитанный нами выше,
Р - количество работников организации.
Допустим, Р = 100, тогда:
0,00016 х 132700,98 х 1000,1 = 0,00016 х 10975 х 1,6 = 2,8.
Таким образом, при существующем объеме документооборота количество работников в отделе ДОУ условной компании - три человека.
Вторая методика изложена в Межотраслевых укрупненных нормативах времени на работы по документационному обеспечению управления (утв. постановлением Министерства труда России от 25.11.1994 № 72) и ставит количество персонала в отделе в зависимость от норм времени, необходимого на совершение одной операции. Нормы времени можно найти также в следующих документах:
• Нормы времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур федеральных органов исполнительной власти (утв. постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 26.03.2002 № 23);
• Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению управления (утв. постановлением Министерства
труда РФ от 10.09.1993 № 152).
Конечно, нормы времени, затрачиваемого на выполнение делопроизводственных операций, предлагаемые перечисленными документами, весьма усредненные, поэтому следовать им бездумно не стоит. Один и тот же процесс в одной организации может занимать 2 мин, а в другой - 10 мин. Кроме того, указанным документам уже довольно много лет, и технологии работы канцелярий за это время существенно изменились. Поэтому при проектировании функционала работников не обойтись без собственного исследования.
Если фактически в отделе работает больше человек, чем получилось в результате расчетов, рекомендуем обратить внимание на загруженность каждого из них. Проанализировать этот фактор помогут такие методы исследования, как фотография рабочего дня, не стоит сбрасывать со счетов и момент-ные наблюдения. Возможно, нагрузка среди работников распределена неравномерно, или же работы попросту на всех не хватает (бывает и такое). Так или иначе, чтобы не потерять людей, отделу придется позаботиться о расширении круга своих обязанностей.
Распределение функций между сотрудниками
Приступая к распределению функций между работниками отдела, следует учитывать их квалификацию, опыт, умения и навыки, а также знание деловых традиций конкретной компании. Также не будем забывать и о том, что служба ДОУ может быть «рассыпана» по всей организации: в нее входят секретари, чье место в приемной руководителя, а не в канцелярии. В связи с этим специфика работы делопроизводителя и секретаря будет существенно отличаться, и это тоже нужно учитывать.
Например, если секретарь часто отлучается по заданию директора, то не стоит передавать ему функцию приема и регистрации документов - ведь эта работа должна быть выполнена здесь и сейчас. Зато всю систему контроля исполнения документов секретарь может взять на себя, сократив тем самым путь документа от директора к исполнителю.
Вернемся к нашему примеру. Итак, в службе ДОУ условной организации согласно нормам должны работать три человека. Двое у нас уже есть - это секретарь и делопроизводитель.
Секретарю целесообразно передать:
• контроль оформления документов, представляемых на подпись руководителю;
• представление документов на подпись руководителю;
• направление документов на исполнение;
• контроль исполнения документов.
Вся эта деятельность связана с работой с директором и исполнителями, которых назначает директор. Кроме того, эти задачи не требуют немедленного исполнения, и секретарь сможет сам планировать свой день, оставив время для приема посетителей, организации совещаний, выполнения поручений руководителя и прочих обязанностей, напрямую не связанных с делопроизводством.
Делопроизводитель получит в сферу своей ответственности следующие процессы:
• прием и предварительное рассмотрение входящих документов;
• регистрация входящих документов;
• контроль оформления исходящих документов;
• регистрация исходящих документов;
• отправка документов по почте;
• регистрация внутренних документов;
• заверение копий документов.
Таким образом, третьему работнику отдела достанутся следующие функции:
• разработка номенклатуры дел;
• организация хранения документов;
• разработка, внедрение и ведение Табеля и Альбома унифицированных форм документов;
• разработка и внедрение локальных нормативных актов, регламентирующих процессы делопроизводства.
На заметку!
Нельзя забывать, что выполнение обязанностей отсутствующего работника -оплачиваемая деятельность, регулируемая Трудовым кодексом. Согласно ст. 151 ТК РФ, за это полагается доплата, размер которой устанавливается по соглашению сторон.
Очевидно, что эта работа требует специальных знаний и опыта. Исходя из этого, менеджер должен разработать профиль должности, определить компетенции будущего работника, инициировать внесение изменений в штатное расписание и запустить процесс подбора персонала.
Планирование взаимозаменяемости работников
Распределяя задачи между работниками отделов, обязательно следует подумать и о взаимозаменяемости работников на случай командировки, отпуска или больничного кого-либо из них. В случае отсутствия на работе каждого из работников его функции берут на себя коллеги по отделу. Не обязательно в полном объеме: возможно, решаться будут только оперативные задачи, но простоев быть не должно. В идеале каждый работник должен точно знать, кто и в какой степени в экстренном случае временно возьмет на себя обязанности отсутствующего.
Работа по распределению обязанностей между работниками службы ДОУ на этом не завершается. В течение некоторого времени после того, как переформированный отдел приступит к своим обязанностям, за ним следует пристально наблюдать: все ли было учтено, нет ли перегибов, не получилось ли так, что кто-то из сотрудников «зашивается», а у другого сплошные простои. Кроме того, с ростом компании растет и объем делопроизводства, за этим тоже надо следить и вовремя реагировать, корректируя функционал и численность работников.